Почему товар из Поднебесной идёт в Приамурье через три страны?
Поначалу в новых условиях мысль была одна: «Мы все умрём» - какой Китай, какие поездки! Но вскоре вопросы снова стали возникать: в некоторых объёмах грузовые перевозки возобновили, а как с товарами повседневного пользования для людей простых? Проезд, конечно, закрыт, но можно воспользоваться услугами спецзаказчиков, которые в том же Хэйхэ знают всех поставщиков и раздобудут вам всё что нужно.
Но, оказывается, товар, которому раньше требовалось преодолеть лишь один километр, теперь идёт к вам практически через всю Россию. Подробнее об этом рассказал профессиональный путешественник, гид по Хэйхэ Сергей Коренев.
Захват мира?
- Вы сами как узнали о новом транспортном «крюке»?
- Мне, как обычно, сделали заказ - партию китайской зелёнки. Я обратился к кому надо и мне сказали, что без проблем, но ждать две недели (а обычно считаные дни) и плюс 600 рублей к цене за килограмм. Известие, конечно, неприятное. Спрашиваю, в чём дело, и выясняется, что Китай для Амурской области выбрал (иронизирую) Великий шёлковый путь XXI века: от Хэйхэ - вдоль границы КНР и РФ к Казахстану, где транспорт минует таможню, а потом и саму республику - в Сибирь - на Москву, где проходит таможенный контроль - и на Благовещенск через две трети страны, 15 тысяч километров.
Логичнее некуда. И это при своей благовещенской таможне, которая не закрыта и свободно пропускает сою и тротуарную плитку, трубы для газоперерабатывающего завода. А товары повседневного потребления для рядовых амурчан - только через столицу. Это и дольше, и дороже многократно.
- Как думаете, зачем всё это?
- Официально этого, конечно, ни российские, ни китайские чиновники не скажут. Интересы у всех свои. Может, условно, нет желания больше содержать благовещенскую таможню. Или нужно, чтобы по отчётам всё через Москву шло.
Мне кажется, в месте пересечения товаром границы России существуют какие-то свои взгляды на грузоперевозки. То есть придумана некая непонятная классификация, что, допустим, уссурийская таможня будет работать с текстилем, а вот с обувью - уже нет. Обычно такое объясняется отсутствием какой-то необходимой инфраструктуры, оборудования и т. д. Не верится! Вот годами пункт пропуска работал без проблем, и вдруг сканеры перестали проверять? Конечно, интереснее принять баржу с той же плиткой или соей. Это и проще (всю партию одной накладной), и быстрее, и объёмнее в плане показа высокой эффективности работы оформителя груза: вон какой тоннаж один человек обслуживает!
Но почему бы не подумать и о товарах повседневного пользования? Вполне хватило бы двух 20-тонных контейнеров если не в день, то в неделю! Так называемые китайские торговые центры в Благовещенске всё равно забиты товаром! То есть он всё равно приходит сюда, но какими-то муравьиными тропами. И часть - через Москву, часть - как обычно, через Амур. По каким признакам такая делёжка, непонятно.
Если русские таможенники так уж боятся контрабанды, пусть проверяют товар более тщательно! В Москве его, конечно, всё равно проверяют, но сейчас там таможенные терминалы и подъезды к ним сплошь забиты транспортом. Тем более что он двигается вдоль границы с КНР как по полю боя, обруливая воронки, образно - провинции, где фиксируются вспышки коронавируса. То есть сама дорога становится опасной. А ведь и без этого можно было бы обойтись. Ладно Благовещенск не пользуется новым мостом, так используйте наплавной. Но и он простаивает…
А вообще интересы КНР намного шире - полный захват всей мировой торговли. Звучит как теория заговора, но сейчас это так. Китай производит более 90% товаров: от продукции лёгкой промышленности до субстанции для лекарств. И как только в апреле 2020 г. начались перебои с китайскими поставками из-за коронавирусного шока, огромное количество заводов по всему миру встало, а Поднебесная взвинтила цены. А мы теперь удивляемся, откуда на европейских товарах такая наценка.
Китай, конечно, можно понять: ему весь мир предлагает что-то производить, и он сейчас в заказчиках, как в соре, роется, выбирая, что ему выгодно. Он уже сам подрядчиков нанимает. А мы, подсев в своё время на поставки из КНР, сами с тех пор ничего не развиваем. И российская сторона ничего не делает для смены ситуации. Неинтересно? В нашей области ратуют за создание ТОРов, за строительство моста, а зачем? Чтобы ещё больше вывозить из региона сои?
- То есть покупать китайское, как раньше, задёшево амурчане больше не смогут?
- Оно никогда копейки не стоило, только если это не откровенный контрафакт.
Не по карману?
- Год назад китайские строители из-за пандемии разъехались по домам, и отрасль почти замерла, а цены на жильё теперь запредельные. И многие полагают, что только возвращение китайцев оживит строительство и поможет снизить стоимость. Это так?
- Скажу так: рабсила из Поднебесной нам уже почти не по карману - настолько восточный сосед поднял свой уровень жизни. Им интереснее производить, например, айфоны, чем шить джинсы. А нам теперь остаётся всё больше приглашать Среднюю Азию.
Я, конечно, не скажу, что китайцы совсем не поедут в Приамурье. Но больше на какие-то управленческие работы: например в сельское хозяйство - у них и технологии, и семена. Они в состоянии сами и товар нам везти, даже через Москву, диктуя при этом свои правила перевозки, не встречая никакого сопротивления. Они на нашей территории передвигаются, что-то делают, распоряжаются. Мы у них практически ничем не можем заниматься. И нашему руководству это нравится? Предпочитают получать деньги, не задумываясь о том, как они достаются?
- И что же делать Приамурью - разогнать всех гастарбайтеров?
- Они, конечно, хороши, но это временно и это в целом тупик. Потому что сегодня они есть, а завтра их может не быть. А своим работникам не пора ли зарплаты довести до мирового уровня, раз уж цены на бензин подтягивают до мировых? Почему-то у нас выгодным считается то же строительство только в том случае, если платить сотрудникам максимум 20 тысяч, когда их работа в переводе на деньги стоит 50 тысяч.
В общем, когда прошёл слух о том, что КНР собирается закрывать границу на пять лет, я, честно говоря, воспринял это спокойно. По моим ощущениям, страна, закрывшись, начинает изменяться и развиваться под себя - строиться, создавать свою модель. Посмотрите: неполный год с закрытия границы прошёл, а в том же Хэйхэ открыли парк, полностью перестроили ботанический сад, улицы перелицевали, провели массу ремонтов, открыли новые заведения - короче, обновили остров. Наконец, придумали схему поставок в РФ, хоть и через Москву, хоть и огромным «крюком». Чем мы на это можем ответить?
- Ну, область точно ничем в плане международного взаимодействия?
- Глобальные шаги - дело Москвы. Но и у региона должны быть какие-то свои рычаги… Скажем, Хэйхэ - особая экономическая зона, то есть там не действует более половины законов КНР. Посчитает зона выгодным, например, завозить из Благовещенска молоко, и сделает это. У нас же такого нет. Поработаем хотя бы над этим?