«Хилок — это такой федеральный тренд»

Депутаты горсовета совместно с представителями мэрии Новосибирска провели рейд по скандальным «ярмаркам» Новосибирска. С проверяющими проехал и корреспондент НДН.инфо. Торговцы явно готовились, будто бы их кто-то предупредил, и местами закрывали свои торговые точки. Что скрывают наследники Гусинобродской барахолки и как выглядит торговая изнанка города — в материале НДН.инфо.

«Хилок — это такой федеральный тренд»
© НДН.Инфо

Инициатором проверок стал депутат горсовета Александр Бурмистров. По его мнению, под видом ярмарок в Новосибирске появляются вещевые рынки, где торгуют различным ширпотребом, одеждой: шубами, шапками китайского производства. Рядом с торговыми палатками и киосками располагаются точки по продаже шашлыков, овощей, фруктов и т.д.

Согласно законодательству продавцы на универсальных «ярмарках» имеют право торговать без кассовых аппаратов за наличные деньги. Следовательно, бюджет города практически не имеет с них доходов. Плата за аренду земли под ярмарку взимается только в случае ее круглогодичного существования и составляет не более 100 тысяч рублей в год.

Первой точкой визита сотрудников мэрии и депутатов комиссий по предпринимательству и муниципальной собственности стал Хилокский рынок. Внезапно почти все торговые лавочки одного из крупнейших рынков города оказались закрыты.

«Всех предупредили, все убрали. Еще вчера стояли — торговали», — рассказывает местная жительница.

По словам горожан, пришедших на встречу с чиновниками на Хилок, на рынке происходит самый настоящий кошмар — ежедневные драки, выяснения отношений между торговцами из стран ближнего зарубежья, стрельба. Порой торговцы прилюдно режут барана. При этом ежедневно мимо всего этого дети ходят в школу.

Как сообщил начальник управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталий Витухин, раньше все было гораздо хуже.

«До организации ярмарки здесь был просто ужас, а сейчас стоят палатки, торгуют люди», — говорит чиновник.

Он также отмечает, что это муниципальная земля и разрешение жильцов, прилагающих к ярмарке домов, совершенно не требуется. Ярмарки — тренд политики государства…

«Это (ярмарки) нужно не городу, это нужно стране. Это является политикой и трендом развития торговли всей России — свободный доступ на городские пространства для занятости населения», — объясняет Витухин.

Присутствующие при разговоре депутаты отмечают, что земля предоставляется торговцам на заявительной основе, без проведения конкурса — тот, кто успел, тот и торгует. Как правило, успевают продавцы ширпотреба из Азии. Быть может, это тоже такой федеральный тренд? Оказывается, что нет. Тут всему виной областные чиновники.

«Мы бы с удовольствием перешли к конкурсной основе. Дело в том, что в Новосибирской области утвержден порядок организации ярмарок постановлением правительства Новосибирской области», — говорит Виталий Витухин.

Следующей точкой визита стала «Ленинская ярмарка» — несколько торговых точек, продающих носки и нижнее белье на улице Троллейной. Здесь к приезду депутатов и журналистов продавцы подготовиться не успели и площадки оказались открыты. Но, как рассказал один из предпринимателей, нас ожидали — за несколько минут до визита, а маршрут мы сознательно поменяли, торговцев успели предупредить о грядущем визите. И они спешно сворачивали торговлю.

Как предполагает Александр Бурмистров, организация ярмарок — отличный способ оказаться между искусственно создаваемыми денежными потоками: некий предприниматель берет землю под ярмарку, а после сдает в аренду торговцам. Почему это поощряется муниципалитетом, остается загадкой.

Осенью 2015 года в Новосибирске был закрыт знаменитый вещевой рынок на Гусинобродском шоссе. Барахолка пытались ликвидировать не один год. Для размещения торговцев с некогда крупнейшего вещевого рынка Сибири построили несколько торговых центров. Теперь вот тренд, видимо, сменился. И в авангарде оказались ярмарки.

Андрей Волохов