Российский бизнес в прошлом году испытал рекордное за 12 лет падение прибыли

По сравнению с 2019 годом предприятия недополучили свыше 3,8 триллиона рублей, говорится в исследовании, имеющемся в распоряжении «Финансовой газеты». Более глубокое падение прибыли бизнеса прежде наблюдалось лишь в кризисном 2008-м – тогда оно составило 30,4%. Однако в абсолютном выражении сумма недополученной прибыли в тот год была куда скромнее нынешних потерь и составляла 1,74 триллиона.

Российский бизнес в прошлом году испытал рекордное за 12 лет падение прибыли
© Финансовая газета

«В 2020 году наиболее драматичное снижение доходов бизнеса произошло весной, когда компании столкнулись с резким сокращением глобального спроса из-за закрытия национальных экономик после расползания по миру пандемии коронавируса», - отмечается в докладе.

По оценке аналитиков FinExpertiza, самыми пострадавшими от локдауна отраслями стали гостиничный бизнес и сфера общественного питания, которые по итогам 2020 года получили убыток в 56,2 млрд рублей, ухудшив свой финансовый результат по сравнению с 2019-м почти на 400%. Кроме того, обвалились транспортировка и хранение, оптовая торговля, электро- и газоснабжение.

«Потери бизнеса во время, действительно оказались довольно существенными. Более миллиона закрывшихся предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) за 2020-й — результат недополученной прибыли весной-летом прошлого года. В этот же период без работы осталось более 1,3 миллиона человек, а каждый второй сотрудник столкнулся с падением зарплаты, что негативно отразилось на покупательской активности, и вновь поставило под удар малый и средний бизнес, сократив выручку на 16-20% в среднем», - указывает генеральный директор платформы Rocketwork Анастасия Ускова.

Безусловно, оглядываясь в прошлый год, невольно задаешься вопросом: а можно ли было избежать этих потерь, не вводя режим локдауна. Однако эксперты, опрошенные «Финансовой газетой» убеждены: размышлять о целесообразности или нецелесообразности полного закрытия все-таки нельзя, поскольку на тот момент речь шла не столько о деньгах, сколько о человеческих жизнях.

«Если бы болезнь была достаточно изучена, то таких мер принимать бы не пришлось, и проблем в экономике такого масштаба, когда порядка 30% предприятий вынуждены были закрываться или реструктурироваться, не было. Выбирая между выпадающими доходами и жизнями людей, вполне очевидно, чем руководствовалась власть, принимая решение о жестком карантине – без максимальных ограничений официальный показатель на уровне почти 100 тысяч смертей мог быть в два-три раза больше», - уверен руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган.

Из истории вопроса

В условиях пандемии COVID-19, российские власти с первых же дней локдауна предприняли ряд мер, позволяющих отечественной экономике выстоять в это трудное время. Так, уже к концу мая 2020-го, правительством страны было утверждено свыше 50 мер поддержки, касающихся кредитных и налоговых каникул для пострадавши предприятий, моратории на банкротство и списание долговых обязательств, снижение страховых взносов…Кстати, часть из них были продлены и в нынешнем, 2021 году.

Вместе с тем, как отмечает Анастасия Ускова, говорить о достаточности данных мер, тем не менее, сложно: отсрочки по налогам, страховым взносам, льготные кредиты на фонд оплаты труда (ФОТ) — это могло бы быть достаточно эффективным, только в том случае, если бы их целью было обеление бизнеса: переводишь в штат тех, кто получал зарплату — получаешь хорошую статистику по сохранению занятости.

«Однако сумма кредита на уровне одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на сотрудника — полезны только там, где зарплата сама по себе не сильно отличается от “минималки”, и скорее помогала малому бизнесу оставаться на плаву, но от потопа не спасала: больше одного миллиона малых предприятий не пережили 2020 год, а это - каждый пятый бизнес в стране», - отмечает она.

Другой собеседник «Финансовой газеты» обращает внимание на другой аспект. По мнению Михаила Когана, эффективность мер по поддержке бизнеса нередко нивелировалась большим количеством бюрократических барьеров для получения этой самой поддержки.

«Да, в какой-то мере они [меры поддержки – «Фингазета»] однозначно спасли некоторые компании, но кредиты в размере одного МРОТ на сотрудника – это, по сути, копейки даже для малого бизнеса. Несмотря на то, что предприятия получили более 1,2 триллиона рублей льготных кредитов, которые можно было не возвращать при сохранении 100% штатных сотрудников, для нивелирования рекордного падения этого оказалось недостаточно, в том числе из-за упущенного времени», - полагает он.

При этом, эксперты убеждены: даже не смотря на то, что меры поддержки бизнесу оказались недостаточно эффективными, продолжать их необходимо. Пусть, даже не так, как год назад, в начале пандемии. Как отмечает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами, сейчас фокус должен сместиться на те отрасли, которые понесли больше всех потерь – туризм, гостиничный бизнес, ивент-компании, общепит.

«Адресная поддержка будет более корректным решением, чем поддержка сразу всех видов бизнеса. Так, к примеру, туризм и общепит нуждаются в льготных кредитах и налоговой амнистии на ближайшие два года в дополнение к уже существующим льготам по аренде помещений. Это поможет сохранить более десяти процентов предприятий, которые, несмотря на постепенно снятие ограничений, находятся в предбанкротном положении», - говорит Михаил Коган.

А Анастасия Ускова его поддерживает: бизнес все еще испытывает на себе давление пандемии, люди продолжают терять в доходах, а, значит, расслабляться сейчас точно не время.

«Сейчас как никогда важно облегчить жизнь предпринимателям — на них держится около 20% ВВП, они создают рабочие места. Логично было бы продолжать курс на налоговые отсрочки, снизить ставку НДС, удешевить и упростить кредиты на развитие, чтобы предприниматели и внутренний спрос, поддержали выход экономики из стагнации», - считает она.

Как бы то ни было, но взгляд в будущее у экспертов, скорее, оптимистичный, нежели пессимистичный.

«Нельзя сказать, что бизнес сейчас в каком-то совсем грустном положении: часть компаний работает если не “в минус”, то “в ноль”. Но восстановление показателей хотя бы на уровне 2019 года стоит ждать не ранее, чем через год. Многое будет зависеть от открытия границ и общемировых темпов вакцинации – для туризма и гостиничного бизнеса это ключевые моменты, равно как и для части отрасли общепита. Восстановления этих секторов не стоит ждать раньше 2023 года – слишком уж велики потери, которые составили более 70% ежегодного оборота», - резюмирует Михаил Коган.