Газификация Дальнего Востока предполагает активное использование СПГ
СПГ-газификация является неплохим решением для российских дальневосточных регионов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин пришел к выводу, что регионы Дальнего Востока объединяет низкая обеспеченность природным газом: показатель газификации составляет там 18% при общероссийском 71%.
Две трети ТЭЦ Дальневосточного федерального округа работают на угле, а в пяти из одиннадцати регионах газ отсутствует. Мишустин предложил не выяснять, кто в этом виноват, а заняться решением проблемы, в том числе и с помощью СПГ.
Без надежной топливно-энергетической базы об экономическом росте говорить нельзя. Премьер уделил особое внимание Забайкальскому краю и Бурятии, по которым потребовал подготовить дорожные карты, в которых будет прописан порядок использования СПГ.
Преимуществом СПГ является то, что для этого газа не требуется магистральный газопровод. Его можно привести на танкере или в цистерне, залить в локальные хранилища и использовать затем как топливо. После регазификации таким газом можно питать замкнутые газопроводные системы как в масштабе города, так и региона, в зависимости от того, куда протянут газопроводную сеть.
СПГ можно использовать для газификации
«Российские альтернативы трубопроводному газу связаны с СПГ, СУГ (сжиженный углеводородный газ) и другими типами сырья. Их можно использовать на удаленных территориях, куда невыгодно проводить сетевой газ», - заключает Пикин.
Строительство газопровода является дорогим удовольствием, особенно в большом регионе с низкой плотностью населения.
Вопросы есть даже по Мурманской области, в отношении которой пока не определились с газификацией. Это может быть как трубопроводный газ, так и поставки СПГ морским путем для нужд региона: СПГ-заводы «Новатэка» находятся не так далеко.
«Дальний Восток подходит для СПГ-газификации как территория наименее заселенная в России, где небольшая плотность населения и неразвитая инфраструктура. Там города и села максимально удалены друг от друга», - констатирует Пикин.
Бессмысленно ставить задачу по проведению магистральных газопроводов через всю страну. Это противоречит нуждам экономики и здравому смыслу, что видно даже по Москве и Московской области, где не все домохозяйства имеют доступ к трубопроводного газу.
«Большой плюс Дальнего Востока в том, что многие города и поселения находятся там на берегу океана, в результате чего можно использовать СПГ, который будет доставляться до этих территорий не железной дорогой, а морским путем», - резюмирует Пикин.
Россия планирует использовать Северный морской путь для поставок газа с заводов «Новатэк» на Ямале в Азиатско-Тихоокеанский регион. Часть этих объемов будет поставляться не только на экспорт, но и для хозяйственных нужд дальневосточных регионов.
Кроме «Новатэка» у России есть СПГ-завод на Сахалине, который также можно использовать для дальневосточной газификации.
«Там, где не выгоден сетевой газ, нужно вводить в оборот комбинации различных типов сырья, которые можно транспортировать в сжиженном виде, баллонном виде и т. д. Без использования трубопровода», - заключает Пикин.
Имеется опыт Клайпеды и Калининграда
Только возникает вопрос, а как быть с инфраструктурой? Для таких поставок необходимы танкеры и принимающее оборудование в регионах. Кроме того, речь идет о стратегическом проекте, поэтому оборудование должно быть произведено в России.
Возникает комплекс задач, который придется в сжатые сроки решать российской промышленности.
«Малотоннажное производство СПГ в России появляется, а что касается берега, то существуют варианты платформ, которые можно доставить к какому-то населенному пункту, а затем переместить в другое место», - констатирует Пикин.
Можно вспомнить про литовский СПГ-терминал в Клайпеде, который представляет собой норвежское судно.
«Если мы говорим о газификации целых регионов, то имеет смысл построить такие порты, чтобы активней использовать СПГ. Существует опыт Калининградской области, где был построен СПГ-терминал», - резюмирует Пикин.
Российские отношения с Западом и прибалтами переживают не лучшие времена, а Калининград остается целью военной стратегии НАТО. Чтобы защитить регион от перекрытия литовского интерконнектора, там была построена СПГ-инфраструктура.
«Терминал в Калининграде особенно не используется, но главное, что РФ его построила», - заключает Пикин.