Иностранные площадки обяжут регистрировать в РФ "дочек" и платить налоги

Российское правительство планирует создать "цифровое резидентство" в России до конца этого года, сообщил "Коммерсант". Как указывает газета, документ сейчас находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В четверг, 18 марта, он обсуждался на совещании в правительстве. В проекте предложено несколько вариантов принудительной легализации иностранного IT-бизнеса с российской аудиторией от 100-500 тысяч пользователей: либо электронное резидентство (регистрация дистанционно в личном кабинете ФНС), либо создание "дочки", или открытие представительства в России. Реализацией комплекса мер будут заниматься Минцифры, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФСБ. Как пояснил "Газете.Ru" член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, цель этих мер — уравнять в правах всех, кто работает на российском рынке, в том числе, заставить иностранные компании платить штрафы за нарушение законодательства. Сейчас обеспечить это невозможно, если у компаний нет в РФ ни материальных активов, ни представительств. Как пояснил депутат, сценариев обсуждается несколько, и самый вероятный — заставить предоставлять "инструменты финансовой гарантии", которые позволят регулятору выписывать и взимать штрафы: "Это должно быть [юр.] лицо, которое уполномочено взаимодействовать с регуляторами, и которое несет в т.ч. финансовую ответственность за работу компании на территории России в рамках российского законодательства", — сказал Антон Горелкин. "Вот мы сегодня оштрафовали Twitter на 4 млн рублей, а Twitter нам заявляет, что "мы посмотрим эти документы". А они не должны смотреть, они должны платить штрафы, раз они нарушили российское законодательство", — заявил Антон Горелкин. Эксперты: это не про поддержку российского бизнеса В российском Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) не считают, что предложенные меры имеют какое-то отношение к поддержке российского бизнеса. "Этот подход сложно назвать мерами поддержки российского IT-бизнеса. Сравняет ли он рыночные условия российских IT-компаний и иностранных? Да, но у нас уже три года существует т.н. "налог на Google" ((НДС с цифровых услуг россиянам), и его никто не отменял", — заявила "Газете.Ru" директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович. По ее мнению, если кто-то из иностранных компаний не платит "налог на Google", они продолжат уходить от налогов и регистрировать "дочки" и представителей не станут. "Действительно хорошей и полезной" инициативой она назвала "цифровое резидентство", когда платить налоги можно будет не имея физического офиса. "В современных реалиях, когда основатели IT-компаний могут работать из разных регионов, бизнес ведут по Zoom, иметь где-то физический адрес, в Москве, например, где им нужно будет оформить сотрудников только для удобства налогового органа - по меньшей мере неразумное требование. И в этом плане предложение по электронному резидентству - когда компания может условно иметь некое "электронное" место свое регистрации, без физического наличия офиса - мера действительно важная.", — считает Александра Орехович из ФРИИ. В целом же у сегодняшнего пакета мер цели другие: приобрести реальные рычаги влияния на политику иностранных платформ, имеющих аудиторию в России. IT-юристы считают, что иностранные компании отнесутся к идее принудительной локализации с большим опасением. Включение этих компаний в нашу юрисдикцию потянет за собой существенные риски для бизнеса, которые могут перевесить финансовую выгоду от работы в российском сегменте, рассказала "Газете.Ru" управляющий партнер в "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова: "Цель — затянуть иностранные платформы сюда с точки зрения влияния. Пока компания физически не находится в России, можно ей говорить все, что угодно, можно ее блокировать - но все мы видели, как "удачно" блокируется Telegram. То есть, техническая история - она не страшна. А страшно — это дополнительные риски, и присутствие в России позволяет государству так или иначе влиять на эту компанию". Например, счета компании могут быть заморожены, или с них списаны суммы штрафа, детализировала возможные риски руководитель юридической практики Accoutor в России Лилия Белоброва. Также по некоторым статьям КоАП и УК, в том числе касающимся нарушений при работе с персональными данными, предусмотрена ответственность и штраф может быть наложен на должностных лиц и собственников. А по обязательствам иностранной компании требование может быть обращено на имущество представительств, пояснила эксперт. Длинные руки ФНС станут еще длиннее Налоговые юристы уточняют, что с 2017 года получающие прибыль в России иностранные компании должны платить "налог на Google", но он косвенный и может перекладываться на конечных пользователей. Постановка на учет в ФНС по этому налогу добровольная. Электронное резидентство, которое будут получать зарубежные соцсети, контентные и игровые сервисы, существенно "удлинит" руки российских налоговиков. Придется платить налог на прибыль, нельзя будет так легко переложить расходы на конечных пользователей, и вне зависимости от того, встала компания на учет или нет, российское государство будет иметь право взыскать деньги с полученных на российской территории доходов, пояснил "Газете.Ru" Николай Андреев, руководитель налоговой практики "Зарцын и партнеры". "ФНС может потребовать уплатить налоги, например, через механизмы международного взаимодействия - попросить помочь взыскать налоги зарубежные налоговые органы", — говорит эксперт. Речь не только о налогах и штрафах, но и о том, чтобы локализовать хранение персональных данных и держать в стране штат сотрудников, открыть счета. Это требует существенных ресурсов. Каждая компания сядет и посчитает экономический эффект от пребывания на территории РФ при условии необходимости открытия "дочки" или представительства здесь, ведь за этим потянется: набор сотрудников, оплата всех внутренних налогов РФ по ТК. У кого доля рынка небольшая, явно предпочтут уйти, — считает Александра Орехович из ФРИИ. В проекте предлагается дать иностранным компаниям месяц на подачу заявки. О сроках выполнения всех требований пока не говорится, но для этого нужно будет предоставить платформам как минимум еще несколько месяцев, пояснила ведущий юрист по работе с крупными и иностранными клиентами департамента создания и поддержки бизнеса юридической фирмы "Клифф" Светлана Дагадина. Если речь идет о создании "дочки", то компании смогут уложится в срок от 3-х недель. Открытие представительства занимает больше времени — от 2-х месяцев, хотя с конца августа процедуру упростят, что поможет сэкономить месяц-полтора. "Если же рассматривать вариант дистанционной регистрации в личном кабинете ФНС — возможно, частично такую процедуру можно сравнить с уже отработанной практикой постановки на налоговый учет компаний, оказывающих электронные услуги на территории РФ (процедура занимает около 30 дней)", — пояснила Светлана Дагадина из "Клифф".

Иностранные площадки обяжут регистрировать в РФ "дочек" и платить налоги
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости