Красноярску не видать газопровода, как и своего метро

<p>Про газификацию Красноярского края «Век» писал неоднократно ранее. Регион богат углеводородами, однако они сконцентрированы на севере – на Таймыре и в Эвенкии. И если тянуть ветку оттуда – через сотни километров необжитой тайги, стоимость проекта будет астрономической. Поэтому остается вариант подключения к существующим сетям «Газпрома» в Кемеровской области. Но газификация регионов для холдинга – больная тема. В европейской части России все понятнее: здесь функционируют трубопроводы советской постройки, проще ландшафт и меньшие расстояния. А вот Сибирь и Дальний Восток приводят проектировщиков магистральных газопроводов в ступор. Разумеется, если это не касается проектов по экспорту газа вроде «Силы Сибири-2». Как раз на него Красноярский край и возлагал надежды.</p><p>Однако недавно «Газпром» опубликовал схему своих планов на 2021-2025 годы. Красноярский край представлен на ней в виде белого пятна. Холдинг графически обозначил, где и сколько собирается построить газопроводов за это время. И все схематические линии резко обрываются на границе Красноярского края, а также Хакасии, продолжаясь (правда, в небольшом количестве) только уже в Иркутской области. В ответ на запросы заинтригованных журналистов «Газпром» кратко ответил, что изыскания и корректировка схемы продолжаются.</p><p>При том, что буквально в ноябре руководство Красноярского края заявило: долгожданная газификация Красноярска не за горами. Есть планы по «Силе Сибири-2», которая пересечет регион в Сухобузимском районе. Соответственно, краевому бюджету нужно будет только изыскать несколько миллиардов на строительство перемычки до Красноярска. И это вполне подъемная задача. В качестве сроков подачи «голубого топлива» местным потребителям названы 2025 – 2027 годы. Теперь эта дата снова стала открытой.</p><p>Комментируя ситуацию, глава компании «Газпроммежрегионгаз» Сергей Густов заявил, что у Красноярского края много угля и электроэнергии. Что правда: это Канско-Ачинский угольный бассейн и Красноярская и Богучанская ГЭС. Поэтому нужно сначала анализировать их возможности, а потом думать, как к ним подключить газ. И нужно ли это вообще. Однако очевидно, что Густову с высоты своего московского офиса совсем неинтересно мнение сибиряков. Иначе бы знал, что именно угольная теплогенерация вызывает больше всего вопросов, именно ее в первую очередь в Красноярске хотят заменить газом, поскольку с точки зрения экологии работа крупных ТЭЦ не выдерживает никакой критики. Сегодня город входит в число самых грязных в России, в том числе и по их вине. Собственно, это главное, чего ждут от газификации. Сейчас же только 15% местного жилфонда газифицировано сжиженным газом. Крупные промышленные объекты вообще не газифицированы, кроме непосредственно нефтегазоносных месторождений на севере, где попутный газ точечно приспосабливают для местных нужд.</p><p>Руководству края сказать населению пока нечего, кроме дежурных фраз про продолжающуюся актуализацию схемы газификации и поиск оптимальных вариантов. Ориентировочный срок газификации теперь – «до конца десятилетия». «Но он может изменяться в зависимости от реализации проекта «Сила Сибири-2», - обнадежили в красноярском правительстве.</p><p>Другой зашедший в тупик проект – красноярский метрополитен. Строить его начали еще в середине 90-х годов. А сама схема была разработана в СССР. Вялотекущие работы были заморожены при губернаторе Александре Хлопонине в 2009 году. Реанимировать строительство начали в ходе подготовки города к Зимней Универсиаде-2019. Правда, планам строительства первой очереди к Играм не суждено было сбыться. Но федеральные власти пообещали финансовую поддержку в любом случае. Стоимость строительства оценили в 65 млрд. рублей. Началась переработка проектной документации. Но результат чем-то не устроил Главгосэкспертизу и она была отправлена на новую доработку. Затем пришел коронавирус. Сначала речь шла о том, что работы при поступлении федеральных средств могут начаться летом этого года. Затем был назван 2022 год. Потом тема вообще как-то плавно ушла в тень. На сегодняшний день из новостей – сообщения из Арбитражного суда. Там проектировщик метрополитена - АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» требует от КГКУ «Краевое транспортное управление» доплатить ему 230 млн. рублей.</p><p>«Как следует из искового заявления, АО «КрасноярскТИСИЗ» в рамках исполнения обязательств по государственному контракту на проведение мероприятий «Корректировка проектно-сметной документации по строительству метрополитена в Красноярске» выполнило предусмотренный контрактом объем работ. Истец указывает, что КГКУ «Краевое транспортное управление» злоупотребило своим правом, уклонилось от приемки части выполненных работ, воспользовалось полученным результатом, передав его на прохождение государственной экспертизы», - сообщили «Веку» в суде.</p><p>11 марта глава Красноярска Сергей Еремин (кстати, бывший в 2012 – 2017 годах главой краевого минтранса) выступил перед горсоветом с отчетом о работе в 2020 году. Естественно, депутаты задали и вопрос: а что там с метро? На что градоначальник после долгой паузы выдавил из себя: «Не знаю». И добавил, что говорить с федеральными властями, обсуждать условия финансирования можно, лишь имея на руках утвержденную ПСД. А пока ее нет, и говорить не о чем.</p>