Каковы перспективы нижегородского авиастроения?

Перспективы авиастроения в Нижегородской области в настоящее время полностью зависят от внутренней и международной ситуации, связанной в том числе с поддержкой отрасли на государственном уровне и с возможностью введения/снятия новых ограничений по COVID-19. Эксперты также указывают, что темпы восстановления авиаперевозок оставляют желать лучшего, а это означает, что всю авиаотрасль в ближайшие месяцы (если не годы) ждут крайне непростые времена. Испытание нижегородского самолета В российской гражданской авиации состоялось знаковое событие: новый региональный пассажирский самолет Ил-114-300 совершил первый полет. Это произошло 16 декабря 2020 года, продолжительность этого полета современного турбовинтового самолета составила 1 час 25 минут. Отрадно, что к данному событию непосредственное отношение имеет и нижегородский авиационный завод «Сокол». Именно на нижегородской земле были изготовлены детали фюзеляжа для Ил-114-300. Работа над этим проектом велась на «Соколе» последние несколько лет, в том числе и весь 2020 год, несмотря на пандемию коронавируса. «В 2020 году на предприятии был завершен ремонт и модернизация партии самолетов МиГ-31, запущена линия для производства отсеков фюзеляжа самолета Ил-114-300, освоена новая для предприятия тема – ремонт самолетов МиГ-29, продолжена работа по дальнейшему развитию производственной системы и реконструкции площадей. Уверен, что в 2021 году коллектив достойно справится со всеми вызовами времени», – отметил генеральный директор НАЗ «Сокол» Владимир Семенов. Напомним, что в начале второго десятилетия XXI века произошел активный возврат к идее возрождения отечественной малой авиации. В частности, началось развитие межрегионального авиасообщения в Приволжском федеральном округе. Это открыло новые перспективы и для Нижегородского авиазавода: сейчас здесь работают сразу над несколькими моделями различных воздушных судов. Что касается Ил-114-300, то он, отмечают на Нижегородском авиазаводе, может использоваться на малооборудованных площадках, коротких взлетно-посадочных полосах и грунтовом покрытии. Данная особенность самолета крайне востребована именно на внутрироссийских направлениях. Новинка также может быть задействована в качестве патрульного самолета, в санитарной и полярной авиации. Современный самолет получил два турбовинтовых двигателя ТВ7-117СТ с малошумными воздушными винтами, а также новую вспомогательную силовую установку и цифровой пилотажно-навигационный комплекс. В целом же НАЗ «Сокол» будет отвечать за изготовление около 40% агрегатов и узлов самолета. В кооперации по серийному производству самолета Ил-114-300 также участвуют такие нижегородские предприятия, как «Гидромаш», «Полет», «Теплообменник». Предполагается, что поставки первых серийных самолетов Ил-114-300 начнутся в 2022 году. Текущий план предусматривает производство и поставку 100 самолетов этого типа к 2030 году. Нижегородцам остается надеяться, что все эти планы будут успешно реализованы, а нижегородская конструкторская школа покорит очередную высоту. Конструкторы соберутся вместе В середине марта стало известно, что отечественное самолетостроение получит новый, очень мощный импульс в виде объединения лучших конструкторских предприятий страны. В частности, госкорпорация «Ростех» объявила о планах по слиянию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), компаний «Сухой» и «МиГ» в единый корпоративный центр самолетостроения. По планам Ростеха, новое предприятие будет консолидировать и осуществлять управление самолетными программами и другими активами ОАК. На сайте госкорпорации отмечается, что инженерно-конструкторские функции группы будут выделены в отдельный центр, который расположится в Москве: в его состав войдут все авиационные конструкторские бюро. Эксперты не исключают, что и нижегородские конструкторы смогут принять участие в новых проектах отечественного самолетостроения, уже на базе нового корпоративного центра. Нижегородская конструкторская школа самолетостроения по праву считается одной из лучших в стране. Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов, по информации пресс-службы компании, намерен лично курировать работу новой структуры. Планируется, что он возглавит совет директоров авиастроительной корпорации и обозначит планы работы на ближайшие пять-шесть лет. В Ростехе особо подчеркивают, что грядущая оптимизация не затронет инженерно-конструкторские кадры. На практике это будет означать, что научные школы обретут новые возможности для развития (при этом оставаясь самостоятельными), получат улучшенные условия труда в формате единого инженерно-конструкторского центра. Конструкторов и всех технических работников, отвечающих за проектирование самолетов, сохранят, а вот под возможное сокращение наверняка попадут управленцы и «эффективные менеджеры», которых уже стало больше, чем самих инженеров и конструкторов. Также в Ростехе сообщили, что до 2035 года в России планируется построить и реконструировать 179 аэропортов. Это означает, что в России будет строиться по 10 аэропортов в год. Преобразования наверняка затронут и воздушную гавань Нижнего Новгорода – аэропорт «Стригино». Комплексное развитие аэровокзального комплекса в Нижнем Новгороде планируется продолжать. Напомним, что в 2014 году в областном центре началось строительство нового пассажирского терминала по проекту английского архитектурного бюро Hintan associates. 30 декабря 2015 года в новом терминале состоялась торжественная встреча первого рейса из Москвы. Площадь нового терминала составила 27,8 тыс. кв. м, а пропускная способность – более 1,5 млн человек в год. Терминал оснащен 4 телескопическими трапами, 18 интроскопами, 17 стойками регистрации, 4 багажными каруселями. Объем инвестиций в сооружение терминала составил более 4 млрд рублей. Авиаперевозчики ждут перемен Между тем до сих пор остается открытым вопрос о перспективах авиационной отрасли в 2021 году. Если в России ограничения постепенно снимаются и уже ходят слухи, что полностью их отменят к 1 июня, то в Европе и ряде других государств ситуация снова стала ухудшаться. Как будут осуществлять свою деятельность авиаперевозчики в текущем году? Генеральный директор «Национальной Чартерной Компании» Марк Кузнецов считает, что восстановление международного сообщения до уровня 2019 года может произойти в лучшем случае в III–IV квартале 2021 года. «Причем эти 9–10 месяцев будут временем серьезных испытаний не только для перевозчиков, но и для авиастроителей. В обычное время пассажирские перевозки доминируют над грузовыми, но коронавирус перевернул все с ног на голову. Не остались в стороне от этого тренда и авиакомпании, которые сейчас активно переоборудуют свободные пассажирские борта (в основном широкофюзеляжные, для которых сложнее всего обеспечить рентабельную загрузку на пассажирских линиях) для нужд транспортной авиации. Эту тенденцию мы наблюдаем собственными глазами, в режиме реального времени анализируя рост количества грузовых заявок и грузовых рейсов», – отмечает Марк Кузнецов. Что касается собственно российского рынка гражданской авиации, то его выживание, по мнению эксперта, целиком зависит от объема мер государственной поддержки. «Летний сезон-2020, каким бы скомканным он ни был, помог перевозчикам остаться на плаву, но из-за ограниченной географии полетов не дал им возможности создать резервы на низкий сезон, – полагает эксперт. – Январский всплеск спроса на перелеты слишком короток, чтобы оказать серьезное влияние на общую ситуацию. По-прежнему открыто мало направлений, интересных для перевозчиков с финансовой точки зрения. Таким образом, несмотря на неплохие темпы восстановления внутреннего спроса, существовать только за счет него смогут лишь региональные компании. По-настоящему крупным перевозчикам для сохранения рентабельности критически важны сроки восстановления международного авиасообщения».

Каковы перспективы нижегородского авиастроения?
© Аргументы Недели