Из-за чего поссорились «Собиратор» и H&M

Фото: iStock

Из-за чего поссорились «Собиратор» и H&M
© +1

В ночь на 30 марта в сториз в Instagram-аккаунте Валерии Коростелёвой появилось видеосообщение о том, что в начале 2021 года компания H&M заключила договор на переработку старой одежды с компанией Laut Recycling из Иванова, с которой работали «Собиратор» и фонд «Второе дыхание». Экоактивистка сообщила, что переработчик отказывает последним в сотрудничестве.

«Компания Laut покупала у нас сортированную ветошь за копейки. Мы отправляли по 2-5 тонн в месяц. H&M планирует отправлять туда 300 тонн ветоши. Laut с этим не справится, у них и своих сортировочных мощностей нет. Уже сейчас компания отказывается принимать ветошь у таких небольших компаний, как „Собиратор“, и, видимо, фонда „Второе дыхание“ и других организаций, которые отправляли туда честно отсортированную ветошь», — заявила Валерия Коростелёва.

Она добавила, что остановить сбор текстиля «Собиратору» нелегко, потому что, даже если оповестить людей через соцсети, они еще долго будут по привычке приносить ненужные вещи. «Хуже всего», по ее словам, придется таким организациям, как «Второе дыхание», которые специализируются на сборе и сортировке одежды.

«Если приходит безответственный на российском рынке H&M и начинает рушить все, что создавалось годами и большими усилиями неравнодушных людей, хочется обратиться к корпорации — ребята, сначала подумайте, как эффективно вкладывать деньги, чтобы не разрушить то, что уже создавали люди. У вас хватит бабоса, раз хватило у нас в „Собираторе“, у фонда „Второе дыхание“ — да у кого угодно хватит денег, чтобы организовать свою собственную сортировку», — говорит Валерия Коростелёва.

В пабликах «Собиратор + РазДельный Сбор» уже появились сообщения о приостановке приема текстиля на переработку минимум на три месяца со ссылкой на то, что Laut Recycling перегружен. Впрочем, уточнялось, что проект еще принимает постельное белье.

В видеообращении Валерия Коростелёва ссылается на прошлогоднее расследование журналистки Елены Володиной. В марте 2020 года та обнаружила, что как минимум часть старой одежды, которую покупатели оставляют в магазинах ритейлера, на самом деле не идет на переработку в Германию, как заявляли в компании, а свозится на склад в подмосковный город Лыткарино. Оттуда она перепродается в секонд-хенды и на онлайн-площадках, в том числе на Avito. Как утверждает расследователь, 40% этой старой одежды — неликвид: вместо переработки он в итоге оказывается на свалке.

Скандал в H&M: вещи, собранные для переработки, продаются на AvitoКак отнеслось к этому российское экосообщество

Как пишет РБК, до конца 2020 года сеть магазинов H&M продолжала сотрудничать с прежним партнером по переработке I: Collect — в том числе из-за пандемии, невозможности приостановить процесс вывоза вещей и поиска другого подрядчика. В 2021-м компания начала работать с партнером I: Collect — Laut Recycling. Сейчас процесс сортировки и переработки одежды подробно разобран на сайте ритейлера.

Что ответили компании

На просьбу Plus-one.ru прокомментировать заявление Валерии Коростелёвой и пояснить, намерена ли сеть магазинов H&M урегулировать конфликт, координатор проектов устойчивого развития компании Виктор Рыбкин заявил, что «H&M Россия является крупнейшей организацией по сбору ненужной одежды и текстиля на территории РФ», и поделился достижениями организации в области переработки: «Только в 2020 году удалось собрать и отправить на сортировку более 2 500 тонн бывших в употреблении текстильных изделий». Кроме того, представитель ритейлера сообщил о готовности сотрудничать «с теми, кто внимательно относится к принципам экологичной моды».

Директор Laut Recycling Евгений Садовский сначала через своего юриста заявил Plus-one.ru, что «текущие мощности полностью удовлетворяют потребностям всех стратегических партнеров», а «решение по сотрудничеству с любым партнером принимается исходя из качества поставляемого сырья, его объемов и способности построения долгосрочных партнерских отношений». Но чуть позже, в разговоре с Plus-one.ru, он сказал, что сотрудничество с «Собиратором» приостановлено 1 апреля на два-три месяца для устранения переработчиком «своих организационных моментов». «Потом все обязательно возобновим», — пообещал управленец. На вопрос, связано ли прекращение сотрудничества с качеством сырья от «Собиратора», Евгений Садовский стал рассуждать о качестве ветоши «некоторых поставщиков», от которых пока приходится отказываться.

Чем еще удивительно обвинение

В видео Валерии Коростелёвой прозвучала фраза о том, что в грустной компании с «Собиратором» оказался фонд «Второе дыхание». Учредитель фонда Дарья Алексеева рассказала Plus-one.ru, что он не сотрудничает с Laut Recycling с мая 2020 года. И дело не в слабых мощностях переработчика, просто у «Второго дыхания» появилось несколько партнеров в Москве и Костромской области, поэтому тратиться на перевозку вещей в Иваново нет смысла.

«Laut входит в число компаний — наших потенциальных партнеров на случай увеличения объемов — мы регулярно общаемся на этот счет. [...] По моим данным, у Laut нет проблем с приемом текстиля и ветоши от других организаций. Я не знаю, почему Laut решила приостановить сотрудничество с „Собиратором“ — возможно, потому что коллеги ранее резко высказывались о партнерстве с H&M, а, возможно, дело в качестве сырья», — сообщила Дарья Алексеева. По ее словам, Laut приобретает вещи не за «копейки», а по «абсолютно рыночным ценам» — от 5 до 17 руб. за 1 кг ветоши.

На официальном сайте «Собиратора» корреспондент Plus-one.ru нашел статью о том, что Laut Recycling перерабатывает только ветошь. Далее автор делает вывод — еще пригодные для носки вещи в H&M лучше не приносить, а отправлять в благотворительные фонды. Текст заканчивается так: «Значит ли это, что H&M экоактивны? Нет, это мы экоактивны. [...] Мы и есть #эковдохновение для компаний, друг друга и самих себя».

Журналист, автор блога I’mOrganic Анастасия Приказчикова сказала Plus‑one.ru, что ей непонятна претензия к сети магазинов одежды: «Я вижу, что H&M (после публикации расследования Елены Володиной. — Прим. Plus‑one.ru) действительно пошла правильным путем, решила проблему. Сейчас они хотят блогерам и журналистам показать, как работают предприятия по переработке. Поэтому претензия непонятна. Получается, что когда все плохо у H&M, это плохо, когда H&M исправилась, это тоже плохо». В то же время блогер советует компании более четко прописывать, одежду в каком состоянии она принимает на переработку. Ведь сознательные потребители хотят быть уверены, что их вещи не окажутся на свалке.

25 правил разумного потребителяКак позаботиться о своем здоровье и природе

Сама Валерия Коростелёва заявила Plus-one.ru, что вопрос об официальных причинах прекращения сотрудничества с Laut Recycling нужно адресовать гендиректору «Собиратора» Леониду Синицыну, так как она больше не руководитель и уже «месяц не принимает никаких решений и не знает подробностей договоров» с переработчиком. По словам общественницы, она теперь «просто независимый эксперт». «И у нас нет конфликта, просто мы считаем, что H&M много лет занимается фигней — либо обманывает людей, как это выяснилось ранее, либо обходится полумерами, из-за которых Laut останавливает прием ветоши у других организаций». Основатель «Собиратора» признала, что ошиблась, упомянув в своем заявлении фонд «Второе дыхание».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Валерия Коростелёва. экотренер (@esja29)

Леонид Синицын сообщил Plus-one.ru о рассылке Laut, в которой переработчик уведомляет, что теперь принимает на переработку только белое и цветное постельное белье, белый трикотаж и белый хлопок, махру и фланель. Причины ограничений в письме, с которым ознакомился Plus‑one.ru, не указаны. Леонид Синицын, как и Валерия Коростелёва, полагает, что мощности Laut перегружены из-за поставок H&M и поэтому в том числе компания распродает вещи со своего склада. Руководитель «Собиратора» объяснил, что качественная обтирочная ветошь, которую закупают предприятия для очистки и обработки оборудования, производится переработчиками из белья и полотенец, а у ветоши из рубашек и штанов качество хуже.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец

]]>