Русский кокошник: как устроен сказочно красивый бизнес

Сейчас трудно представить, но еще каких-то 30 лет назад подобного обилия кокошников на витринах туристических магазинов на Красной Площади или Арбате не было. Одним из главных русских сувениров женский головной убор сделала Людмила Яровая. По образованию – юрист. Но в 90-х пришлось кардинально сменить сферу деятельности. Правда, начала Людмила Николаевна не с кокошников, а с … кукол!

Русский кокошник: как устроен сказочно красивый бизнес
© ТВ БРИКС

Людмила Яровая, предприниматель:

«Я однажды пришла к своей подружке, а она купила куклы фарфоровые, очень красивые, и собралась их везти в Америку. Но я так влюбилась в них, я сидела, смотрела, все ушли, а я сидела, смотрела-смотрела, а потом поняла, я поняла, что могу их сделать. Не умея».

Сделанные вручную русские куклы «носили» кокошники, потом мастерица стала шить уже не игрушечные, а самые настоящие головные уборы. Первый кокошник Людмила назвала в свою честь. Каждая новая модель тоже получала имя – Дашенька, Дуняша, Мария… В поиске названий даже приходилось заглядывать в справочник славянских имен. Свой бизнес на кокошниках у Людмилы Яровой – с 1999 года. Первые образцы предпринимательница сама приносила в магазины, сначала продавцы отказывались брать «диковинку», а через три месяца за кокошниками выстроилась очередь.

Свое название традиционный женский головной убор получил от слова «ко́кошь», что значит «курица» или «петух». Видимо, кокошник чем-то напоминал нашим предкам гребень на голове птицы. Поэтому и самая яркая часть головного убора – с вышивкой и орнаментом – тоже называется гребнем.

На изготовление одного кокошника уходит примерно неделя. Сначала будущий головной убор надо нарисовать, потом – вырезать, приклеить ткань, нанести рисунок и обстрочить. Первая часть готова; за работу принимается вышивальщица. Затем часть деталей проклеивают и отправляют «отлёживаться» примерно на 2-3 дня. Здесь важно всё, даже погодные условия – например, излишняя влажность может повлиять на качество кокошника. Когда детали просохли, ободок соединяют с основной частью – гребнем, пришивают сетку и серьги – их заготовкой занимается еще один мастер: бисероплетенщица. Снова вышивают добавляют ленты и вьюнчик (так называют вот эту белую тесьму).

В цепочке производства – 8 человек. Со стороны кажется просто и быстро, но на самом деле создать кокошник, который не давит, не мнется и не ломается при транспортировке – дело очень трудоёмкое. Зато клиенты довольны. Кокошники от Людмилы Яровой покупают не только туристы, но и артисты – в основном вокальные и танцевальные коллективы.

Людмила Яровая, предприниматель:

«Коллектив этим вдохновлен, и каждый говорит: «А вот я придумала!», и показывает. Вот это – моя племянница придумала. Еще кто-то приходит: «Ой, я такой увидела кокошник, по телевизору показывали, я немножко видоизменила…»,

и рисует, а мы изготавливаем. Уже дальше идет совместное творчество».

Кокошник – это настоящая книга, которая могла многое рассказать о своей обладательнице. Сегодня язык узоров понимают далеко не все, но искусную работу русских мастериц «прочитать» можно и без слов.

Ольга Бубнова, Михаил Синенко. ТВ БРИКС.