Отток средств населения с текущих счетов из-за введения цифрового рубля может нанести серьезный ущерб не только банкам, но и экономике. Как бороться с этой угрозой?
Цифровизация экономики уже докатилась и до денег. Появились криптовалюты. Денежным властям эта вольница не нравится, вместо криптовалют регуляторы намерены вводить цифровые валюты.
В чем принципиальное отличие безналичного рубля на текущем счете (например, привязанном к карте) физлица от цифрового рубля, принадлежащему тому же физлицу?
Цифровой рубль будет «храниться» в электронном кошельке, причем содержимое кошелька не отражается на балансе банка. Цифровые рубли, равно как и принадлежащие физлицам наличные рубли, находятся вне банковских счетов, тогда как безналичные рубли, принадлежащие физлицам, находятся в банках. При безналичных сделках безналичные рубли не выходят за пределы банковской системы, для банковской системы безналичный рубль — сказочный неразменный, который, как писал Лесков, «сколько раз его ни выдавай, он все-таки опять является целым в кармане».
Банки активно используют это волшебное свойство безналичного рубля на благо экономики. Деньги, находящиеся на текущих счетах клиентов, банки запускают в оборот — например, выдают кредиты. Однако полученные заемщиками безналичные остаются в банковской системе и вновь запускаются в оборот, и так до бесконечности. Возникает эффект мультипликатора, рождение денежной массы банковской системой. Ограничивают этот процесс только нормативы регулятора.
Этот процесс похож на цепную реакцию в атомном реакторе: нейтрон, сталкиваясь с ядром, порождает несколько нейтронов, а каждый из образовавшихся нейтронов вновь сталкивается с ядром и порождает новые нейтроны. Если разумно регулировать этот процесс (а не как в Чернобыле), то и атомный, и денежный реакторы не взорвутся и будут давать свет и тепло.
Введение цифрового рубля приведет к оттоку средств населения с текущих счетов в банках. На 1 марта на текущих счетах физлиц в рублях находились 9 трлн рублей. Отток этих денег из банковского сектора будет означать, что банки не выдадут кредиты и не приобретут ценные бумаги, с учетом эффекта мультипликатора, на гораздо большую сумму. Так что этот шок, несомненно, почувствует и экономика (для сравнения: ВВП РФ в 2020 году составил 106,6 трлн рублей).
Конечно, банки могут пытаться вернуть средства населения, привлекая клиентов накопительными счетами и повышая ставки по депозитам. Что приведет к росту расходов банков и к повышению ставок по кредитам, а это опять-таки ударит по населению и по экономике в целом. Но большая часть денег останется лежать мертвым грузом в электронных кошельках, добавившись к таким же «бесплодным» наличным — на 1 января 2021 года сумма наличных рублей за пределами банковской системы достигла 13,4 трлн рублей.
Перед тем как реализовывать столь масштабные прожекты, необходимо оценить экономический эффект от их реализации. Пока в документах регулятора не удалось обнаружить таких оценок.
Как избежать негативного эффекта от введения цифрового рубля? Необходимо решать задачу системно. Например, создать функционал, позволяющий даже совершенно финансово и компьютерно неграмотным людям (к числу которых относится большинство россиян) легко превращать цифровые рубли в депозиты банков без посещения офиса или в ценные бумаги — с учетом уровня квалификации инвестора. Например, чтобы, нажав на пару кнопок, можно было купить ОФЗ-н.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции