Войти в почту

Бассейн под северным сиянием

<p>Ранее «СЗ» была дочерним предприятием «Норильского никеля», однако несколько лет назад металлургический гигант его продал. Сейчас «Звезда» входит в корпорацию АЕОН Романа Троценко. На последнем Красноярском экономическом форуме миллиардер стал одним из главных спикеров и ньюсмейкеров. Что немудрено – «Северная звезда» пополнит список ведущих российских компаний, у которых есть активы в регионе. Как заявил Троценко, сейчас морским путем на Таймыр уже доставлена первая партия тяжелой техники и оборудования – всего 170 единиц. И на место продолжают приезжать вахтовые работники. «Это 600 человек. Техника, которая обеспечена специалистами, уже приступила к работе, строительство уже начато. Скоро мы встанем на полный производственный цикл», - заявил бизнесмен. </p><p>Красноярский край уже много лет входит в число основных угледобывающих регионов России. Здесь расположен знаменитый Канско-Ачинский угольный бассейн, активная разработка которого началась еще в СССР. Сейчас основным эксплуатантом его месторождений является Сибирская угольная энергетическая компания Андрея Мельниченко. Также выделяют еще два крупных угольных бассейна: Тунгусский (Эвенкия) и Таймырский, частью которого как раз является Сарыдасай. Причем, Тунгусский бассейн, скорее всего, является крупнейшим в мире. Но его освоение выглядит крайне затруднительным, хотя он и лежит значительно южнее Заполярья. Просто Таймыр – это Северный морской путь. А Эвенкия – сплошная тайга и редкие зимники, по которым уголь в промышленных объемах не вывезти. А реки Нижняя и Подкаменная Тунгуски судоходны весьма условно. Десять лет назад некая доселе неизвестная компания «Тунбассэнергохолдинг» заявила о планах освоения Тунгусского бассейна. С тех пор о ней практически ничего не было слышно. </p><p>Планы «Северной звезды» включены в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». Будущий разрез на первом этапе выйдет на 5 млн. тонн угля в год. Затем на 10, а потом и на 20 млн. тонн (к 2032 году). На месторождении намечено строительство обогатительной фабрики, необходимой инфраструктуры, в том числе морского угольного терминала, автодороги, вахтового поселка, электростанции и аэродрома. «Полностью проект рассчитан на 20 лет. Общая стоимость - около 100 млрд. рублей. Будет много сложностей, поскольку мы понимаем, что еще никто не создавал такие большие комплексы в таких экстремальных погодных условиях», - пояснил Троценко на КЭФ. </p><p>Планы инвесторов на Таймыре повлекут за собой увеличение объемов перевозок водным транспортом. Генерацию речных грузопотоков вызовет не только угольная промышленность, но и нефтянка. Это новый проект «Восток Ойл» и продолжающиеся развиваться месторождения Ванкорского кластера. Или лесная отрасль. «Дальнейшее освоение месторождений полезных ископаемых добавит грузовой базы речным перевозам в Сибири. Потребуется увеличение объемов перевозок и судами смешанного «река – море» плавания практически в два раза по сравнению с сегодняшней ситуацией», - считает гендиректор Морского Инженерного Бюро, профессор Геннадий Егоров.</p><p>Кстати, для угледобывающего проекта «Северная звезда» собирается построить 28 судов ледового класса. Стоимость флота оценивается в $1,4 млрд. Заказать его постройку угольщики намерены через посредника - «Совкомфлот». Эксперты отмечают, что пока российские верфи не могут выпустить такое количество судов с подобными характеристиками. Скорее всего, они будут заказаны в Китае или Южной Корее. </p><p>В целом добыча угля в Красноярском крае к 2035 году должна вырасти почти в два раза по отношению к 2018 году: с 41 до 79 млн. тонн. Такая задача закреплена в программе развития угольной промышленности России, утвержденной правительством РФ в прошлом году. Большая часть добытого в крае угля останется в регионе. Но экспорт все равно планируется нарастить в четыре раза.</p>