Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству

Более того, несмотря на активное желание бизнеса, в России на условиях ГЧП удалось реализовать лишь один проект в сфере городского общественного транспорта. Теперь же участники рынка надеются реализовать свои амбиции на условия контакта жизненного цикла

Открытый разговор об общественном транспорте: бизнес готов помочь государству
© РЖД-Партнер

Компания «ПК Транспортные системы» последние несколько лет активно формирует реализацию концессионных и ГЧП проектов в сфере общественного транспорта, об этом на открытом разговоре, который проводил "РЖД-Партнер", заявил Андрей Шестопалов, руководитель аналитического управления и советник президента «ПК Транспортные системы». «Компания заинтересована в расширении рынка сбыта подвижного состава. Мы понимаем, что это могла бы быть вся Российская Федерация. Потому что советское наследие нам оставило одну из самых больших систем городского электрического транспорта», - сказал он.

Подсчитано, сегодня в России эксплуатируется по 8 тысяч трамваев и троллейбусов. «А это значит, что если все производители будут производить хотя бы по 500 единиц подвижной техники в год, то производители могли бы получить прибыль около 25 млрд рублей. И работы в таком темпе и на таком уровне прибыли хватило бы лет на 16», добавил спикер.

Однако пока выйти на такой уровень и темпы работы компания не могут. Участники открытого разговора сошлись во мнении, у городских властей в настоящий момент нет таких денег, чтобы самостоятельно оплатить замену всего подвижного состава и оплатить ремонт и строительство соответствующей инфраструктуры. Выход мог бы быть в заключении концессионных соглашений или в реализации проектов на условиях ГЧП.

Но согласно статистике Минэкономразвития в России всего заключено 3 тысячи концессионных соглашений. Из них только 3% соглашений будут реализованы в транспортной сфере, причем 70% всех денежных средств будут направлены на развитие инфраструктуры автомобильных дорог. Более того, в настоящий момент нет проектов реализацию программ по развитию общественному транспорту.

Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA считает, что для бизнеса мог бы быть намного интересней заключить с муниципалитетами не концессионное соглашение или ГЧП, а контракт жизненного цикла. Вначале 2021 года власти Москвы заключили контракты жизненного цикла с ПАО «КамАЗ» и ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ». По условиях договора компании не только поставляют 600 электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним, но и обслуживают их в течении 15 лет.

«Это более перспективный проект. Уже Москва реализует этот проект. Власти закупили трамваи, а поставщик гарантирует сервисное обслуживание и ремонт техники. Производитель учитывает эти затраты в части регламентного обслуживания по контракту. Буквально это все запчасти, «батарейки», все тонкие места, за которые он заранее принимает на себя ответственность, и в итоге город заплатит меньше, чем заплатил бы, обслуживая технику самостоятельно. А производитель получает сейчас деньги на дальнейшее развитие».

ПО договорам КТЖ Москва приобрела вагоны метро, трамваи, автобусы, электробусы. Общий объем заключенных договоров в сфере транспорта – более 450 млрд рублей.