Треть крупных компаний увеличивают площади своих офисов, несмотря на пандемию и переход многих сотрудников в онлайн-формат. Более того, они устанавливают в новых офисах постаматы и тренажерные залы, делают их комфортней. Почти столько же компаний заявляют, что планируют сократить и оптимизировать свои офисные площади. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компании Knight Frank. Его авторы опросили около 400 международных компаний со штатом от 10 млн человек.
В целом 65% опрошенных компаний увеличат или сохранят текущий уровень занимаемых площадей. Одни от последствий пандемии пострадали больше, другие меньше. И там, где арендаторы ушли, сейчас неплохие скидки — вот в чем причина такого движения на рынке, говорит риелтор и эксперт рынка аренды Александр Харыбин.
Александр Харыбин риелтор, эксперт рынка аренды «Сейчас действительно хорошее время для того, чтобы расширять свои сферы влияния на многие офисные помещения, коммерческую площадь, есть определенный дисконт. И пока одни компании потерпели убытки и перевели своих сотрудников на онлайн, те организации, которые могут сейчас себе это позволить, пытаются захватить новые, в общем-то, рынки, новые сферы влияния. Думаю, [это происходит] из-за того, что цены сейчас все-таки невысокие, а я уверен, что в сфере аренды, да и продажи таких площадей еще возможен сильный рост, когда откроются границы в сентябре и ближе к зиме. Я надеюсь, что все-таки не будет никаких новых штаммов. Некоторые игроки на рынке действительно пытаются наращивать [площадь своих] офисов, и все равно людей будут возвращать в офлайн, я не думаю, что все будут работать теперь только онлайн и мир настолько сильно изменился».
Сейчас на рынке коммерческой недвижимости условия диктует покупатель, а не продавец. Арендодателям приходится идти на уступки — и не только в цене, говорит член Ассоциации молодых предпринимателей Александр Толстых.
Александр Толстых член Ассоциации молодых предпринимателей «Появилась масса крупных площадей, которые нарезаются на небольшие офисы, и эти офисы, как правило, не задерживаются на рынке, буквально от 20 квадратных метров до 100 квадратных метров. Если собственник недвижимости владеет офисным помещением в 1000-1500 квадратных метров, ему очень сложно в текущей рыночной ситуации найти клиента. Такие собственники с большой готовностью идут на особые условия — увеличенные арендные каникулы, фиксированную льготную арендную ставку вплоть до нескольких лет. Крупные компании, которые не имеют возможности перевести на удаленную работу значительную часть своего штата, конечно же, с большим удовольствием такой рыночной возможностью пользуются. И я бы такой возможностью воспользовался, просто у нас нет производственной необходимости, хотя мы незначительно сейчас все-таки увеличиваем площадь — взяли небольшое помещение по соседству, выходим с дистанционки».
Согласно исследованию, в новый офис планирует переехать каждый четвертый арендатор. Что касается опыта удаленной работы, почти 60% компаний оценили его как «положительный» и теперь выбирают смешанный формат работы, улучшая свои офисы, а не отказываясь от них.
Сотрудников массово перевели на удаленку в прошлом году из-за пандемии. В Москве требование властей перевести 30% сотрудников на удаленку отменили только в конце января. Согласно недавнему опросу «Работы.ру», сейчас большинство россиян уже вернулись в офисы.