Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

России нужен отдельный платежный регулятор

Российский платежный рынок нуждается в реформировании: как минимум это касается структуры провайдеров платежных услуг. Последняя остается запутанной и сложной, что негативно отражается на конкуренции, не говоря уже о барьерах для новых участников. Кроме того, в ней сохраняются лакуны функционала. Исправить ситуацию предлагается за счет нового типа участников рынка — платежных институтов, которые бы специализировались на оказании именно платежных услуг, при этом оставаясь небанковскими организациями. Для надзора за ними предлагается создать отдельного платежного регулятора. / РИА Новости Такой сценарий предложила Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), презентовавшая аналитический доклад «Платеж как коммерческая услуга: навстречу платежным институтам в России». Ранее необходимость расширения круга платежных посредников отмечал , представивший Стратегию развития Национальной платежной системы. В том числе регулятор обозначил перспективу создания в ближайшие три года в стране Института небанковских поставщиков платежных услуг. Один из возможных вариантов реформы доступа на рынок платежных организаций представлен в докладе АЭД. «Мы решили изложить наше понимание возможностей развития платежных институтов, как банковских, так и небанковских, в едином документе», — поясняет , председатель совета ассоциации. Как отмечается в докладе: «Сутью реформы платежного рынка должно стать упрощение регулирования, введение прозрачных и понятных правил игры для небанковских игроков». Фактически в рамках сценария речь идет об открытии доступа небанковским структурам к приему безналичных платежей (в пользу третьих лиц). Сейчас, отмечают авторы, любое участие в приеме безналичных платежей связано получением банковской лицензии. А единственный небанковский поставщик платежных услуг — платежный агент — может принимать только наличные средства. В потенциальный функционал платежных институтов предложили включить также и выдачу кредитов для осуществления платежей (ограниченного размера). Также в докладе предлагается упростить структуру поставщиков платежных услуг, прежде всего за счет снижения дифференциации среди банковских платежных агентов. А от платежных агентов и вовсе можно было бы отказаться. «В основе регулирования должна находиться функционал-центричность, то есть функции, которые оказывает организация, но никак не то, как она называется (институто-центричный подход. — Ред.)», — отмечает Павел Шуст, исполнительный директор ассоциации. Реформа рынка платежных посредников поможет создать более конкурентные условия работы в отрасли, а также снизить барьеры для входа. Задача актуальная, в том числе это признает Центробанк. По оценкам регулятора, несмотря на значимое количество поставщиков платежных услуг, основную долю занимают лишь один-два самых крупных. Исправить это как раз могло бы расширение круга участников рынка за счет небанковских структур. Отчетливее всего это заметно по мере развития экосистем. На уровне банков они имеют возможность использовать платежные услуги на уровне своей инфраструктуры; экосистемы на базе технологических компаний вынуждены покупать банки, если они хотят идти в платежный сегмент, отмечала на презентации стратегии первый заместитель председателя Банка России (такие шаги уже предприняли , Wildberries и т.д. ). Как отмечает Виктор Достов, ранее позиция Центробанка была абсолютно однозначной и состояла в том, что все действия, связанные с платежами, в конечном итоге должны замыкаться на банки. «Позиция, видимо, немного изменилась, и это связано с целым рядом обстоятельств. В частности, с пониманием, что в платежной отрасли происходит стремительная олигополизация, а эффективная конкуренция стремительно падает», — уточняет Виктор Достов. Первые шаги в этом направлении уже предпринимались: так, более десяти лет назад в стране появился институт платежных агентов, который является небанковской платежной структурой (деятельность регулируется 103-ФЗ). Стоит отметить и движение в сторону регулирования деятельности различных агрегаторов, которые, по сути, являются безналичными платежными агентами и отчасти «зародышем» платежной небанковской структуры. Необходимость же появления профильного регулятора связана и с присутствующим на рынке платежных услуг конфликтом интересов. «С одной стороны, Центробанк выступает регулятором для поставщиков платежных услуг, для кредитных организаций, с другой, он де-факто наделен правом законодательной инициативы, также он является учредителем платежной инфраструктуры, которая оказывает услуги кредитным организациям», — говорит Шуст. Он отмечает, что новая структура могла бы получить право надзора за организациями, оказывающими платежные услуги, а также их лицензирования. Регулятор мог бы устанавливать правила оказания платежных услуг, обеспечивать недискриминационный доступ к платежной инфраструктуре. В том числе к нему могли бы отойти функции защиты прав потребителей платежных услуг. С полным текстом доклада Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов читатели «Инвест-Форсайта» могут ознакомиться по ссылке. Как уточнил Павел Шуст, доклад планируется разослать участникам рынка, в ассоциации будут готовы получать обратную связь по нему. Финансовому регулятору доклад пока не направлялся, однако на презентации присутствовали представители Банка России, уточнил он (все участники презентации по итогу доклад получили. — Ред.). Автор: Ольга Блинова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

России нужен отдельный платежный регулятор
Фото: Инвест-ФорсайтИнвест-Форсайт