Оборот предпринимателей из Татарстана на Ozon вырос в 17 раз

Прошлый год поменял отношение многих предпринимателей к онлайну как к каналу продаж

Оборот предпринимателей из Татарстана на Ozon вырос в 17 раз
© Реальное время

Во время карантинов, локдаунов и других ограничительных мероприятий, вызванных пандемией коронавируса, резко набрала рост онлайн-торговля. Рост в России продолжился и в 2021 году и составил в первые два месяца более 40%. Как узнала газета "Реальное время", на одной из крупнейших торговых интернет-площадок РФ, "Озоне", число татарстанских продавцов в пандемию выросло почти в 10 раз, а их оборот — в 17 раз. Прошлый год поменял отношение многих предпринимателей к онлайну, так объясняют происходящее операторы онлайн-торговли. А сами онлайн-магазины начинают вследствие этого обгонять по капитализации "реальную розницу".

Бум онлайн-торговли: оборот в РФ вырос почти в 1,5 раза

Ассоциация компаний интернет-торговли РФ (АКИТ) в апреле рассказала, что рынок интернет-торговли вырос в России в январе-феврале 2021 года на 44%. Объем внутреннего рынка e-commerce за первые два месяца этого года составил 431,3 млрд рублей. А вот объем трансграничной торговли в РФ продолжает снижаться: в январе 2021 года он упал на 39% (в сравнении с январем 2020 года), в феврале объемы снизились на 30% (в сравнении с февралем 2020 года). Падение в отдельных категориях составило от 30% до 80% (одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для детей). Причины в АКИТ видят в активной локализации бизнеса иностранных игроков в нашей стране.

Как уверяют в ассоциации, "зарубежные компании готовы инвестировать в создание полноценных интернет-магазинов, вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать рабочие места". Поэтому если в начале 2020 года снижение доли трансграничной интернет-торговли в АКИТ связывали с ограничениями, введенными из-за коронавируса, то теперь там говорят "об устойчивых трендах, которые обусловлены прежде всего укреплением внутреннего рынка и усилением технологий и компетенций российских компаний".

"Прошлый год поменял отношение многих предпринимателей к онлайну…"

В компании "Озон", которая предоставляет свои интернет-площадки для онлайн-торговли, подтвердили рост интереса россиян к электронной коммерции в последнее время. Представители "Озон" рассказали газете "Реальное время", что основная причина — в удобстве формата маркетплейса (платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц), который почувствовали на себе жители России и ее отдельных регионов, включая Татарстан. Покупателям маркетплейс дает возможность покупать самые разные товары в одном месте и получить их удобно и быстро, отмечают в "Озоне". А представители бизнеса с помощью онлайн-платформы получают доступ к многомиллионной аудитории и возможность продавать товары на территории всей России и за ее пределами, пользуясь логистической инфраструктурой маркетплейса.

В компании "Озон" подтвердили рост интереса россиян к электронной коммерции в последнее время. Фото: retail.ru

— Прошлый год, безусловно, поменял отношение многих предпринимателей к онлайну как каналу продаж, ведь из-за пандемийных ограничений многие потеряли традиционный канал сбыта. В той ситуации маркетплейсы были самым быстрым и удобным способом наладить продажи в интернете. Значительный приток продавцов на торговую площадку Ozon мы наблюдали весной и летом 2020 года, этот тренд продолжался и позже — в конце 2020 года количество активных продавцов на Ozon было в 4 раза больше, чем годом ранее, — рассказали нам в "Озоне".

Оборот предпринимателей из РТ на "Озоне" в 2020 году вырос в 17 раз

Предприниматели из Республики Татарстан также активно выходили на маркетплейс, отмечается в сообщении, направленном в редакцию "Реального времени" онлайн-магазином Ozon. Так, в 2020 году на Ozon активно торговало более 500 продавцов из Татарстана, а это в 9 раз больше, чем годом ранее. Оборот предпринимателей из Татарстана вырос еще сильнее — в 17 раз, они заработали почти 1,2 млрд рублей. Чаще всего они продают товары для дома, товары для детей, одежду и обувь. Для поддержания роста интереса бизнеса к маркетплейсам "Озон" в феврале 2021 года снизил комиссии за продажу товаров и сделал более гибкой логистику.

— К существовавшим ранее двум схемам сотрудничества — продажа со своего склада и продажа со склада Ozon — мы добавили третий вид сотрудничества, при котором маркетплейс выступает в качестве витрины, а продавец осуществляет доставку сам, либо сторонними логистическими компаниями.

Такой формат позволит выйти на маркетплейс продавцам товаров с особыми условиями хранения и доставки и предпринимателям, чьи товары требуют дополнительных работ по установке или подключению. Сегодня есть предприниматели и из отдаленных городов, которым сегодня из-за расстояний сложно доставлять свои заказы в сортировочные центры Ozon — "с появлением модели витрины этот этап логистики исчезает, и вместе с ним — барьер выхода на платформу". Помимо этого, компания предоставляет маркетинговую и аналитические платформы — они позволяют продавцам детально анализировать свои продажи и продвигать товары на площадке.

Для поддержания роста интереса бизнеса к маркетплейсам "Озон" в феврале 2021 года снизил комиссии за продажу товаров и сделал более гибкой логистику. Фото: logistics.ru

Онлайн-магазины начинают обгонять по капитализации "реальную розницу"

В январе этого года по уровню рыночной капитализации Ozon Holdings стал крупнейшим российским ритейлером, ценные бумаги которого торгуются на российском фондовом рынке, обогнав X5 Retail Group, капитализация которого составляет порядка $10 млрд — тогда как капитализация "Озона" благодаря росту американских депозитарных расписок 18 января 2021 года достигла почти $ 11 млрд.

Комментируя рост, аналитики отмечали, что, вероятнее всего, Ozon продолжит опережать своих ключевых конкурентов по темпам роста: "Более высокая чувствительность компании к карантинным мерам по сравнению с конкурентами будет связана с более диверсифицированной структурой продаж. Мало того, что его крупнейшая категория, электроника, составляет всего 24% выручки, но остальная часть продаж распределена по большому количеству других сегментов, включая быстро растущий сегмент товаров повседневного спроса. В этом отношении служба экспресс-доставки Ozon является важным драйвером роста".