Кредитование спасает автомобильный рынок Нижегородской области

В регионе наблюдается повышенный спрос на автокредиты.

Кредитование спасает автомобильный рынок Нижегородской области
© "Время Н" РИА

В Нижегородской области наблюдается рост автокредитования. По данным аналитического агентства «Автостат», за прошлый год он превысил 20%. Лучшая динамика среди регионов отмечена только в Новосибирской области (+30,8%). Особенно ощутимой данная тенденция стала в 2021 году.

Как сообщили ИА «Время Н» в пресс-службе ВТБ, по итогам первого квартала банк выдал в Нижегородской области более 650 автокредитов на общую сумму свыше 665 млн рублей. Это на 55% больше по объему и на 11% по числу кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По словам директора центра продаж «Росбанк Авто» в Приволжском регионе Марселя Даутова, с января по апрель 2021 года объемы автокредитования в Нижегородской области выросли на 128% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Высокий прирост он связывает со снижением продаж в 2020 году из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса.

«Если сравнивать 1-е кварталы 2020-го и 2021-го года, то объемы автокредитования, по данным НБКИ, возросли в регионе на 30%, а в РГС Банке — на 135%», — рассказал управляющий операционным офисом Нижний Новгород РГС Банка Антон Облачков.

По его мнению, прирост сегмента автокредитования обусловлен несколькими причинами: в основном это повышение стоимости автомобилей в 2020 году. «На фоне продолжающегося роста цен и все еще привлекательных кредитных ставок многие покупатели не стали откладывать приобретение автомобиля на перспективу, — считает банкир. — Если еще в 2020 году некоторые прагматичные люди планировали менять автомобиль в 2021 году, то переписанные ценники подтолкнули их ехать к дилерам уже „сейчас“. Покупательский спрос сегодня немного ниже на фоне роста цен, но все еще стабилен. Что касается дефицита автомобилей, то ситуация гораздо лучше, чем была в начале года, но он остается основным фактором, который сдерживает продажи и влияет на динамику рынка в целом».

Если бы не автокредитование, снижение продаж новых легковых авто в России было бы еще более ощутимым, уверен исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Особую роль, по его словам, сегодня играют госпрограммы льготного кредитования. По информации Минпромторга, в 2021 году планируется выделить более 16 млрд рублей на стимулирование спроса на продукцию отечественного автопрома. 8,9 млрд рублей из них выделяется на стимулирование продаж для физлиц с помощью льготного автокредитования.

Наиболее востребованы у нижегородцев кредиты на новые автомобили. По информации пресс-службы ВТБ, их доля в общем объеме выдач по итогам первого квартала текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросла с 70% до 90%. За первые три месяца ВТБ в Нижегородской области предоставил на новые машины более 480 кредитов на общую сумму порядка 507 млн рублей, что на 67% по объему и на четверть — по числу выдач выше показателей января-марта прошлого года.

При этом автомобили с пробегом в целом остаются основным выбором автомобилистов. «По итогам 2020 года 4 из 5 проданных машин пришлись на авто с пробегом, доля которых в последние годы только растет. Если говорить об автокредитах, то здесь пропорция обратная: 2/3 выданных автокредитов на рынке приходится на новые автомобили. При этом доля автокредитов, выдаваемых на автомобили с пробегом, каждый год планомерно растёт», — рассказал Антон Облачков. По Нижегородской области доля АСП в продажах банков, реализующих автокредиты, также смещена на новые автомобили. 70% - новые, 30% - АСП. В РГС Банке ситуация несколько иная: 45% кредитов в регионе выдаются на подержанные, 55% - на новые автомобили.

Общий размер среднего чека по кредиту в ВТБ на автомобиль в Нижегородской области в первом квартале вырос на 32% и составил 961 тысячу рублей.

Средняя сумма автокредита в «Росбанк Авто» — 919 тысяч рублей, средняя цена автомобиля, покупаемого в кредит, — 1,39 млн рублей.

Средний размер автокредита в РГС Банке составляет порядка 900 тысяч, в том числе 1,27 млн рублей — на новые и 659 тысяч рублей — на подержанные авто. «Это обусловлено высокой долей авто с пробегом в кредитном портфеле РГС Банка, стоимость которого обычно ниже», — пояснил Антон Облачков.

Эксперт констатировал, что на сегодня потенциал снижения ставок по автокредитам исчерпан, и скоро последует волнообразное повышение ставок по кредитным продуктам многими игроками рынка, в том числе и в направлении автокредитования. «При этом за последние годы серьезным образом скорректировались ставки по кредитам в сегменте автомобилей с пробегом. Если несколько лет назад ставки в этом сегменте превышали ставки в сегменте новых авто в 1,5 раза, то на текущий момент ставки уже все более сопоставимы за счет увеличения цивилизованности рынка и роста доли реализации авто с пробегом через автодилеров», — отметил банкир.

По словам Марселя Даутова, в среднем рост ставок автокредитования в Нижегородской области в 2021 году составил 0,6 п.п.