Кружка пива ударит по карману
Среди профессионалов пивного рынка России развернулась жесткая дискуссия о целесообразности введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пивоваренную продукцию по аналогии с крепким алкоголем. Есть как сторонники, так и противники этой меры.
МРЦ на пиво может привести к росту его стоимости для конечного потребителя на 5-10% и росту нелегального рынка, говорится в сообщении Ассоциации производителей пива (АПП). Также в АПП возражают против введения маркировки пива, ссылаясь на ее дороговизну.
Вместо этого АПП предлагает заморозить индексацию акцизных ставок на пиво, легализовать дистанционную торговлю пивом, продажу пива на АЗС, ввести реестр производителей и запретить выпускать пивные напитки на заводах, не обладающих пивоваренным оборудованием полного цикла.
На уточняющие вопросы «СП» в Ассоциации производителей пива в течение дня ответить не смогли.
По мнению гендиректора Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга Максима Черниговского, после введения МРЦ пиво действительно станет дороже.
- На российском рынке есть «большая тройка» ТНК: «Балтика», «Эфес» и «Хейнекен», на долю которых приходится более 60 процентов рынка пива и пивных напитков. Отечественные производители в первую очередь небольшие, сильно страдают от их ценового демпинга. Они хотят конкурировать по качественному признаку, а не по ценовому, так как по ценовому они не выдерживают. Ведь, чем крупнее бизнес, тем ниже затраты. При этом качество пива производства ТНК, по мнению наших пивоваров, не самое высокое.
«СП»: Вспоминается история с МРЦ для крепкого алкоголя...
- До настоящего момента государство считало, что МРЦ на пиво не нужна. Хотя она была введена и на крепкий алкоголь и на шампанские и игристые вина, которые как и пиво входят в сегмент слабого алкоголя.
Почему так? Не знаю. Операторы алкогольного рынка утверждают, что у ТНК есть мощные лоббистские возможности тормозить введение МРЦ на пиво. Основания для такой оценки имеются. Ведь, у производителей пива в РФ есть и другие преференции. Например, отсутствие маркировки «акцизными марками». Кроме того, для продажи пива не надо получать розничную лицензию.
«СП»: По-вашему мнению нужно вводить МРЦ на пиво?
- Считаю, что все-таки нет. Изначально МРЦ вводили только на крепкий алкоголь, потому что это реальный барьер бутлегерам. В 2016 году зачем-то ввели МРЦ на шампанское и игристые вина. Шампанского стали употреблять меньше, а винных напитков больше. Эксперимент провалился.
Поэтому вводить МРЦ на пиво с точки зрения борьбы с нелегальным рынком нецелесообразно. Это чистый лоббизм, чтобы поддержать российских пивоваров. Хотя им действительно трудно конкурировать с ТНК. Но это повысит цены. То есть, негативных последствий будет больше.
Однако исполнительный директор Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Кузьмин считает, что потребитель в конечном счете выиграет от МРЦ.
- Союз российских пивоваров выступил с инициативой введения МРЦ еще в феврале 2020 года, а летом того же года предложил ориентировочные МРЦ: 85 рублей за литр кегового пива, 55 рублей за пиво в пол-литровой стеклянной бутылке или алюминиевой банке, 90 рублей – за литр пива в заводской ПЭТ-бутылке.
Эти цифры получены на основе расчетов экономистов российских пивоваренных предприятий различной мощности.
После введения МРЦ потребители получат возможность выбирать пиво исходя из его качества и вкуса. Люди узнают новые сорта пива, будут сформированы другие потребительские предпочтения. МРЦ усложнит жизнь недобросовестным производителям. Ни обществу, ни государству не нужно, чтобы в продаже вместо качественного пива была какая-то невразумительная субстанция.
Введение МРЦ вызовет перераспределение спроса в пользу отечественных производителей. Сохранит рабочие места, создаст новые, в том числе в сопутствующих отраслях. Дополнительные налоговые поступления польются в казну.
«СП»: В АПП считают, что МРЦ подогреет нелегальный рынок...
- Рассуждения о том, что инициатива по введению МРЦ льет воду на мельницу нелегального рынка — передергивание фактов. Введение МРЦ оздоровит конкуренцию на пивоваренном рынке, пресечет демпинг, который имеет место последние несколько лет.
Сейчас у транснациональных пивоваренных компаний (ТНК) доля рынка — 62%, а в 2000 году у них было 85%. Они падают. Поэтому их политика — наращивать свою долю за счет продаж своей продукции по акциям «купи одну – получи две». Практику раздачи пива бесплатно или за бесценок надо пресекать.
Предположим, пиво в пол-литровой стеклянной бутылке продается в магазине за 30-40 рублей. Как такая цена возможна, если в ней только налоги и торговые наценки составляют порядка 30 рублей? А еще в стоимость по идее должна входить стеклобутылка (7 рублей), себестоимость продукции, транспортные затраты, разумная маржа производителя.
Вывод простой: цена ниже 40 рублей экономически никак не может быть обоснована. А у нас можно встретить пиво в легальной сетевой рознице по 25-30 рублей. В отдельном случае было даже 14,99 рублей. Как она складывается - не понятно.
«СП»: За счет чего ТНК имеют преимущество?
- Независимые участники рынка уверены, что преимущество ТНК перед российскими компаниями в том, что у западных компаний есть доступ к длинным деньгам за рубежом.
Они зарабатывают, предположим, на рынке Бразилии, Китая или Европы. А в России за счет этого держат низкие цены, выжигая поляну, уничтожая российских производителей, не давая им возможности вести адекватную коммуникацию с потребителями и планировать продажи. И когда количество игроков на нашем рынке сократится, ТНК начнут цены повышать, чтобы возместить свои текущие потери, ведь ни один бизнес не может работать в минус.
МРЦ защитит наш рынок. Если потребитель будет видеть на полке магазина пиво местного производства, сваренное из стопроцентного солода, и пиво производства ТНК по одной и той же цене, он будет выбирать качество. Потому что цена не является определяющей.
Нишу очень быстро закроют российские компании, которые нарастят мощности. Будет нормальная здоровая конкуренция. Сейчас конкуренция не здоровая.
«СП»: Почему тема вызвала столь бурные дискуссии именно сейчас?
- Перспективы МРЦ на пиво сейчас обсуждаются на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и в этом процессе, видимо, есть прогресс, раз транснациональные компании начали так сильно волноваться.
Дело в том, что в Договоре о ЕАЭС есть запрет государственного регулирования в части введения МРЦ на алкогольную продукцию крепостью ниже 28 градусов. Это лукавый запрет, потому что, например, на шампанское МРЦ ввели в 2016 году. И сейчас производители игристых вин в восторге, потому что с рынка ушла продукция недобросовестных производителей и производители добросовестные получили возможность для развития.
Пока на площадке ЕЭК против МРЦ на пиво выступил только представитель ФАС России. Но российские пивовары уже направили в антимонопольное ведомство десятки писем весной в поддержку МРЦ и просьбой к ФАС обратить внимание на положение отечественных пивоваров, которые уже не один год вынуждены выживать в условиях развязанной против них ценовой войны со стороны мировых пивоваренных гигантов.
В свою очередь член правления ВОО «Опора России», пивовар Игорь Хавский выступил за уравнивание в правах ТНК и отечественных производителей пива.
- «Опора России» поддерживает введение МРЦ на пиво. Против выступают ТНК, которые ведут у нас жесткую борьбу за долю рынка. Они производят больше продукции, чем реально продается, а излишки сбывают на акциях в федеральном и региональном ритейле.
Им проще продать их за копейки, чем утилизировать. Порой пиво продается дешевле столовой воды. Это убивает местных российских производителей, так как у ТНК себестоимость ниже. МРЦ уравняет шансы.
Нужно ориентироваться на потребителя. А ему в случае пива точно интересно разнообразие. У нас сейчас великолепно развиваются местные заводы. Люди устали пить безликий продукт, произведенный ТНК, и выбирают местное пиво. Локальный патриотизм очень развит. Да и пиво там совсем другое. Особенно на небольших крафтовых пивоварнях, продукция которых очень разная. Хватит уже дикого рынка, где ТНК вытворяют все что угодно.
Сейчас в России от 1,5 до 1,7 тысяч производителей пива, которые, напомню, являются налогоплательщиками. Кстати, это в основном малый и средний бизнес. Лишь 70-80 пивоварен можно отнести к крупным. Все эти предприятия создают рабочие места, закупают у местных производителей сырье, все чаще покупают оборудование российского производства. Развивается туризм — люди интересуются пивоварнями, что в свою очередь развивает инфраструктуру.