Государству нужно пойти на уступки бизнесу для роста экономики

Для успешного роста российской экономики необходимо выстраивать диалог с бизнесом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников.

Государству нужно пойти на уступки бизнесу для роста экономики
© ФБА "Экономика сегодня"

Бизнес запросил диалог с государством

Основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков считает, что Правительству РФ нужно скорректировать взаимоотношения с крупным бизнесом, где надо применять как законодательные решения, так и проводить переговоры с конкретными людьми.

Евтушенков отреагировал на риторику председателя Правительства Михаила Мишустина, заявившего, что жадность отдельных производителей стала причиной роста цен на продукты. Премьер поддержал регулирующие и ограничительные решения по ряду товаров.

По мнению Евтушенкова, российский бизнес разный и нельзя мерить всех под одну гребенку. В АФК «Система» нет миллиардных дивидендов, доходы скромные и оседают на счетах, большая часть которых уходит в развитие или на уплату процентов по долговым обязательствам. Однако кому-то в период «коронакризиса» повезло больше: на рынке появилась возможность для заработка в сотни процентов.

Предприниматель объяснил рост цен на многие товары и продукты тенденциями на мировом рынке, где продовольствие резко пошло в рост. Это повлияло на внутреннюю ситуацию в РФ и вызвало дисбалансы по многим номенклатурам.

Правительство РФ ответило на ценовой тренд регулированием, но стратегически данный подход проблему не решит и может негативно сказаться на российской экономике, снизив мотивацию бизнеса к увеличению и даже сохранению объемов производства.

«Помимо регулирования цен на ровном месте возникла проблема со 100 млрд рублей, которые металлурги якобы задолжали госсектору. Есть ощущение, что из «коронакризиса» экономика и бизнес выходят на те же позиции в диалоге государством, что и до 2020 года. Тогда содержание диалога не способствовало формированию благоприятного инвестиционного климата», - заключает Масленников.

Перед нами ключевая проблема: если мы не улучшим бизнес-климат в стране, то не выйдем в 2022 году на темпы роста свыше 3% от ВВП.

«В этом случае будет поставлено под сомнение устойчивое выполнение социальных обязательств и многие другие моменты, включая борьбу с бедностью. Евтушенков прав, государству надо менять характер диалога с бизнесом», - констатирует Масленников.

В противном случае государство не сможет интенсифицировать вклад крупного бизнеса в рост российской экономики.

«У нас большая неразбериха по налоговым условиям в добычных отраслях, включая нефть и угледобычу. Проблема с инвестиционным климатом назревала в России годами и рано или поздно должна была сыграть», - резюмирует Масленников.

РФ нужна эффективная экономическая политика

Что касается роста цен в России, то, как утверждает эксперт, в данном вопросе столкнулись две вещи.

«С одной стороны – нормальный и естественный мотив экономических властей поддержать бизнес в условиях «коронакризиса». Логика здесь была простая: если что-то продается на внешнем рынке, то нужно продавать, чтобы держаться на плаву. Это из-за мировых цен сделали не только металлурги, но и российские агропромышленники», - заключает Масленников.

Декабрьский рост розничных цен на сахар и подсолнечное масло стал реакцией внутреннего предложения на уход продукции на экспорт. Такая же ситуация произошла с зерном: в январе и феврале из России гнали на экспорт все, что можно продать.

«После этого начали работать заградительные пошлины и зерновой демпфер. С другой стороны – цены растут только тогда, когда по отдельным категориям продуктов на внутреннем рынке возникает дефицит предложения», - констатирует Масленников.

Именно так произошло по подсолнечному маслу, сахару и зерну и другим товарам, цены на которые в стране резко выросли.

«Дальше все происходило по цепочке: вместе с зерном выросли в цене не только хлебобулочные изделия, но и все, что связано с кормами для скота и животноводством. Отсюда подорожание яиц, мяса и колбасной продукции», - резюмирует Масленников.

Тарифно-таможенные рычаги нужно было задействовать еще в конце 2020 года. Ситуация уже тогда была ясной: рост цен неминуем из-за сжатия предложения, связанного с увеличением экспорта из России продовольственных товаров.

В 2020 году РФ поставила исторический рекорд, продав агропромышленной продукции на 30 млрд долларов, став нетто-экспортером.

«Сейчас по сахару создали фонд для товарных интервенций, каким образом он будет применяться – непонятно, но данный институт появился. И это очень серьезный повод для дальнейшего диалога с бизнесом: что нужно делать для того, чтобы таких шоков на стороне предложения в России не было. Правительству РФ надо заниматься цепочками с добавленной стоимостью», - заключает Масленников.

Как только дорожает металл, растут цены по металлоконструкциям, аналогичным образом происходит и с другими товарами. Из-за металла растут цены на стройматериалы, а месте с ними и на недвижимость, независимо от последствий льготной ипотеки.

России нужно выстраивать эффективную политику по ценам и вести диалог с бизнесом. Нельзя использовать только запретительные меры, потому что это рискует обернуться снижением объемов производства, чего допускать никак нельзя.