Пандемия пошла впрок

Ряду регионов удалось совершить настоящий прорыв, заметно улучшив свои позиции в Национальном рейтинге инвестиционного климата, который составляется уже восьмой раз. Некоторые особенно успешные практики, доказавшие свою эффективность в отдельных регионах, станут в дальнейшем основой программ для запуска нового инвестиционного цикла, разработку которой ведет правительство РФ совместно с экспертами рынка.

Пандемия пошла впрок
© Финансовая газета

Нестандартный подход

В презентации рейтинга, выстроенного на оценке мнения 400 предпринимателей из разных регионов страны, был сделан акцент на то, что все результаты в части улучшения инвестиционного климата в регионах достигнуты в жесточайших условиях пандемийного года. Возможно, именно это стало причиной того, что региональные власти часто принимали нестандартные меры, которые в итоге дали хороший результат.

Гендиректор АСИ Светлана Чупшева отмечает, что в России впервые за последние пять лет зафиксировано снижение административного давления. Это означает, что, по сути, пандемия заставила власти не только лучше слышать бизнес, но и оперативно реагировать на его пожелания.

Если ранее авторы рейтинга ежегодно фиксировали рост административного давления на малый бизнес, то по итогам 2020 года доля предпринимателей, которые говорили об том, что ощущают его, снизилась на 30%. «Кроме того, улучшилась прямая связь инвесторов с региональными органами власти, которые принимают решение. Прямой диалог и обратная связь осуществлялись практически ежедневно, в ручном режиме», - отмечает Чупшева. По ощущениям авторов рейтинга, которые ссылаются на оценки бизнеса, эффективность канала прямой связи бизнеса и власти выросла примерно в два раза.

Еще один факт, косвенно свидетельствующий об улучшении диалога бизнеса и власти в 2020 году, - наметившийся рост числа субъектов МСП. Если по итогам 2020 года количество субъектов малого и среднего бизнеса в стране снизилось на 4%, то уже на конец апреля этого года начался рост, а число субъектов МСП выросло на 2%, отметила Чупшева. По словам спикера, пандемия не остановила плановую работу по улучшению условий ведения бизнеса в регионах.

Более того, по итогам прошлого года с беспрецедентным локдауном, сильнее всего ударившим по бизнесу, 40 регионов из 85 улучшили средний индекс по всем показателям. Среди таких ключевых показателей авторы рейтинга называют оценку сроков выдачи разрешений на строительство, скорость подключения к сетям и сроки регистрации предприятий. В последние пять лет эти сроки планомерно снижались в целом по стране, и 2020 год не стал исключением.

Минимизация регулирования

По мнению Марата Хуснуллина, улучшение регулирования в строительстве — это самое простое, что можно было сделать для бизнеса в этой ситуации. К примеру, заметному ускорению сроков выдачи разрешений на строительство способствовала оперативная отмена более 3000 регуляторных норм. Несмотря на COVID-19, за прошлый год в стране было построено более 80 млн кв. м жилья, вопреки ожиданиям, были получены рекордные цифры по объемам строительства дорог. Все это в правительстве считают прямым следствием работы над упрощением регуляторных требований. «У нас было 10 тысяч с лишним требований, причем иногда они были даже абсурдны. Их придумали десятилетие назад, и почему-то их никто не пересматривал, но это было тоже тормозящим фактором», — отметил Хуснуллин.

По словам спикера, сейчас ведется работа по отмене еще 2000 обязательных норм. В результате из 10,5 тысяч действовавших на начало прошлого года требований останется только порядка 2000, от которых зависит безопасность эксплуатации зданий. «Все остальное — это функция заказчика, проектировщика и инвестора. Нам не надо со стороны государства это регулировать. Кто платит деньги, пусть сам и контролирует, что он строит», — отметил Хуснуллин, подчеркнув, что при этом Госстройнадзор будет по-прежнему внимательно следить за качеством строительных объектов.

Ожидается, что положение бизнеса существенно улучшит принятие еще нескольких законодательных инициатив. Буквально на днях вышел закон о приаэродромных территориях, которыми из-за нестыковки в законодательстве были обременены 15 крупнейших регионов. Хуснуллин назвал этот закон, который пытались изменить в течение трех лет, одним из самых конфликтных. Сейчас вопрос наконец решен.

Еще одна ключевая задача, обозначенная правительством, — сократить на 30% инвестиционно-строительный цикл в части промышленного строительства. Наведение порядка в регуляторной базе этого сегмента тоже долгие годы выпадало из сферы внимания чиновников и законотворцев. «Если мы сокращаем на 30% инвестиционно-строительный цикл, у нас только в экономике страны будет добавляться 2 триллиона рублей. Просто чисто бумажная работа, за которую надо всем взяться и просто довести до конца», — обозначил задачу Хуснуллин.

Передовики взаимодействия

В пандемийный год власти не просто начали активно мониторить практики регионов, которые достигли наибольших успехов в помощи бизнесу, но и вознамерились тиражировать наиболее успешные из них на все регионы. Одной из инициатив, к которым вице-премьер Андрей Белоусов поручил АСИ присмотреться, стал институт бизнес-шерифов, успешно внедренный в Башкортостане. И глава региона, и сам Белоусов считают, что это стало одним из ключевых факторов «инвестиционного прорыва» в республике, поднявшейся в рейтинге сразу на несколько ступеней.

В Башкирии «шериф» это замглавы муниципалитета, причем кандидатуру куратора бизнеса выдвигают сами предприниматели. В полномочия чиновника входит исключительно поддержка бизнеса. Еще одна интересная практика, которая реализована в республике, - час предпринимателя. По словам Хуснуллина, это жестко лимитированное время, когда главы регионов решают только вопросы, связанные с развитием и поддержкой бизнеса, не отвлекаясь на все прочее. В муниципалитетах такие часы проходят в разное время, но обязательно в четверг.

В Сахалинской области, которая также вошла в десятку самых инвестиционно-успешных регионов, разработали целый комплекс продуктивных мер взаимодействия с бизнесом. Так, оперативно видеть проблемы бизнеса губернатору позволяет система риск-менеджмента. Работает единая диспетчерская, куда поступает вся информация о реализации инвестиционных проектов региона, их около 500. Губернатор один час в сутки оценивает обозначенные риски и оперативно принимает решения по их устранению. «Когда ты видишь каждый день, где у тебя сбой, и можешь включиться в эту историю, это не ручное управление, это система, которая позволяет правильно двигаться», - отметил Валерий Лемаренко, губернатор Сахалинской области.

Кроме системы риск-менеджмента, на Сахалине внедрена и инвестиционная карта региона, где отмечается вся нужная для инвестора информация. «Это не просто изображение. За ним стоит изменение бизнес-процессов, изменение клиентского пути работы правительства. Карту нужно постоянно вести и обновлять, и работа правительства была перестроена таким образом, чтобы установить информационное взаимодействие с инвесторами»», — отметил Белоусов, поясняя, почему именно внедренная на Сахалине практика будет тиражироваться по всей стране.