Олег Мельников, Газпромбанк: «В пандемию у инвесторов были ограниченные возможности следить за своими деньгами. Мы предоставили инструменты, позволяющие это делать»

Исполнительный вице-президент Газпромбанка, начальник Департамента банковского сопровождения Олег Мельников на полях ПМЭФ рассказал об инструментах, которые стали востребованы среди клиентов в пандемию, и о том, какие перспективы цифровизация открывает перед банковской отраслью.

Олег Мельников, Газпромбанк: «В пандемию у инвесторов были ограниченные возможности следить за своими деньгами. Мы предоставили инструменты, позволяющие это делать»
© BFM.RU

Олег Васильевич, как банковское сопровождение контрактов обеспечивает защиту инвестиций и может ли этот инструмент помочь инвесторам в реализации их планов?

Олег Мельников:

Банковское сопровождение контракта — механизм контроля за целевым использованием средств, выделенных инвестором на реализацию своего инвестиционного проекта. Технологии, которые уже сегодня существуют, позволяют обеспечить, во-первых, прозрачность движения денежных средств от инвестора, генерального подрядчика, по всей кооперации до конечного исполнителя работ, производителя оборудования и материалов через специализированные сервисы в режиме онлайн. Во-вторых, с помощью специально созданных аналитических инструментов можно управлять и ценообразованием, и рисками. И, в целом, — это очень эффективный инструмент управления проектами, инструмент снижения рисков инвестора при реализации проекта. А насколько востребован этот инструмент? Не могли бы вы привести какие-то цифры?

Олег Мельников:

Он очень востребован. Вообще, банковское сопровождение начиналось с запроса на контроль за целевым использованием государственных средств. С развитием технологии, с появлением ее в ведущих банках, мы увидели, что этот инструмент очень востребован корпоративными клиентами. Клиентами, которые заинтересованы в контроле за целевым использованием средств по проектам своих инвестиционных программ. И это дало новый толчок к развитию инструмента. И инвесторы начали ставить перед нами задачи по его технологизации, по тем новым аналитическим сервисам, инструментам, которые внутри должны быть. И мы, отвечая на их запросы, повышаем технологичность услуги, ее качество и, как следствие, растет ее востребованность на рынке. Перспектива появления цифрового рубля как с этим коррелирует? Это поможет или, наоборот, заместит этот инструмент?

Олег Мельников:

Нет, не заместит. Поможет. Это же рубль, хоть он и цифровой, —расчетная единица, которая видна, понятна. Но мы идем глубже, в договорные условия, в проектно-сметную документацию, в выполнение физических объемов работ на строительной площадке, в подтверждение факта поставки. И здесь цифровой рубль нам ничем не помешает, наоборот, поможет, как и переход всей страны на электронный документооборот. Если это случится, то даст новый толчок к появлению, возможно, и небанковских технологий, которые позволят рынку почувствовать на себе все преимущества цифры. А какие проекты прямо сейчас находятся у вас на сопровождении?

Олег Мельников:

Проектов у нас на сопровождении сейчас больше, чем на 6,5 трлн рублей. Это проекты из всех отраслей экономики, от Калининграда до Камчатки. Это инфраструктурные проекты, их очень много, газовая отрасль, нефтехимия, электроэнергетика. И государственные контракты: детские сады, школы, автодороги, мосты. На самом деле, инструмент тем хорош, что его можно использовать везде: и при контроле за целевым использованием средств на поставках лекарств в регионе, и при контроле за крупной стройкой. Например, мы сопровождаем строительство судостроительной верфи «Звезда» в Приморском крае. А на внешних рынках это тоже работает? Защищаются ли деньги иностранных инвесторов? Или наоборот, деньги наших компаний, которые работают за рубежом?

Олег Мельников:

Сначала мы думали, что механизм не будет применяться за рубежом, что это сугубо российская история. Но потом выяснилось, что это абсолютно востребовано за рубежом как нашими компаниями, реализующими проекты там, так и странами — инвесторами, которые приходят в Россию. И тем, и другим нужен комфорт в контроле за деньгами, которые они вложили. Когда к нам пришел клиент и сказал: «Вы можете сделать то же самое, что в России, но на территории Сербии»? Мы задумались и нашли решение с помощью банка-партнера, который работает в стране, где реализуется проект. Мы интегрировались, объединили наши информационные системы, прописали алгоритм взаимодействия, каналы связи. И все сервисы работают так же, как и на территории Российской Федерации, обеспечивая соответствующий уровень контроля на территории страны, где реализуется проект. У нас такие проекты уже есть: это и Сербия, и Болгария, и, в ближайшей перспективе, Турция, Белоруссия, — ограничений нет. Ну, а если вернуться к цифрам, расскажите, пожалуйста, коротко о результатах развития этого направления в Газпромбанке за прошлый год. Какой объем нецелевых платежей удалось предотвратить, и есть ли рост по каким-то другим показателям?

Олег Мельников:

Это сотни миллиардов рублей. Мы выросли за прошлый год фактически в два раза. Причем, по всем показателям: и по объему сопровождаемых контрактов, и по объему открытых отдельных счетов, и по финансовому результату. В прошлом году рост был, несмотря на пандемию, кратным. И это тоже показательно, потому что в пандемию у инвесторов были ограниченные возможности следить за своими деньгами. И мы предоставили инструменты, которые помогают решить эту задачу, сделали это оперативно и качественно, и сервис оказался востребованным. Мы беседуем с вами на Петербургском экономическом форуме, и здесь все постоянно говорят о цифровизации. А в вашем направлении используются какие-то уникальные цифровые технологии? Приросло ли это направление какими-то диджитализированными сервисами?

Олег Мельников:

Да, приросло. И в этом наше преимущество. В начале развития банковского сопровождения вся отчетность была на бумаге. И, когда я подписывал отчет, толщиной в тысячу страниц, стало абсолютно понятно, что его никто не будет читать, потому что найти там что-то было абсолютно невозможно. Мы поставили перед собой задачу сделать современный цифровой сервис, который покажет клиенту у него на рабочем месте в режиме онлайн, что происходит с каждым рублем, который он выделил в проект. И мы это сделали, этот сервис заработал в прошлом году. Предоставляем его всем нашим клиентам, он бесплатен, и он показывает в режиме реального времени, что происходит с каждой копейкой на всех уровнях кооперации. Он обладает аналитическими инструментами внутри, показывает благонадежность контрагентов, обеспечивает хранение библиотеки договоров и дополнительных соглашений к ним, хранение обосновывающих документов, переданных в основание платежа, обеспечивает аналитику, с точки зрения сроков реализации проекта, его бюджета. И все это происходит на рабочем месте в режиме онлайн. В этом году заработает мобильное приложение, и клиент сможет увидеть в телефоне — на своем мобильном устройстве — все, что происходит. Мы и дальше будем развивать технологии. Перспективы здесь огромные. Давайте тезисно озвучим, какие эффекты приносит заказчику и подрядчику использование банковского сопровождения?

Олег Мельников:

Первое — это прозрачность и контроль за целевым использованием денежных средств на всех уровнях кооперации по тем правилам, которые задал клиент и по тому режиму счета, который определил клиент. Второе — это доведение денежных средств до конечных исполнителей работ. С отдельного счета ни генеральный подрядчик, ни соисполнитель не заберет денежные средства, пока он не рассчитался по своим обязательствам. Третье — это оптимизация ценообразования и оптимизация авансовой политики. Если инвестор выделил аванс, а он не тратится, абсолютно понятно, что не надо выделять следующий. Также это проверка благонадежности контрагентов. Банки, в силу закона, при открытии счета проверяют каждое юридическое лицо на соответствие требованиям регулятора и федерального законодательства. То есть все вот эти инструменты инвестору доступны и, более того, мы постоянно расширяем возможности для наших клиентов.