Как привлечь миллион за 60 секунд. Баттл стартапов

В конце мая 2021 года прошёл конкурс стартапов «Сколково AdVentureLand», формат которого впервые предусматривал не стандартные питчи, а целых три этапа соревнований. 

Как привлечь миллион за 60 секунд. Баттл стартапов
© Финансовая газета

В течение года, с прошлого Startup Village, желающие принять участие подавали заявки, и из двух с лишним тысяч организаторы выбрали всего 80. Жюри, бизнес-ангелы Кирилл Паринов, Богдан Яровой, Виталий Полехин и Денис Ефремов, в свою очередь, отобрали из них 32 наиболее убедительных и перспективных проекта, которые и схлестнулись в финальном баттле. 

Первый этап был максимально концентрированным: всего лишь за минуту выступающему, вооружённому презентацией с одним-единственным слайдом, нужно было представить свой проект жюри профессиональных инвесторов так, чтобы получить хотя бы один «лайк». 

Андрей Михайлишин, CEO Joys, финтех-стартапа, члена РАКИБ, вышедшего в полуфинал: «Одноминутные питчи – elevator speech – это, с одной стороны, довольно сложный формат: не всегда хватает времени, чтобы раскрыть суть проекта инвесторам, которые повидали уже много подобных выступлений, но с другой стороны – именно в этом вызов! И всё происходит быстро и динамично, все участники на драйве и в итоге меньше волнуются. Если получаешь «лайк», то твой проект входит в команду инвестора. Каждый «играющий капитан» – член жюри – выбирал себе по 4 проекта для формирования команд. Мы попали в команду Богдана Ярового». 

Второй этап – битва метрик. Баттл происходил внутри команд, капитан назначал, какие его проекты меряются метриками между собой. По результатам этого этапа принималось решение, какой из выбранных им проектов пойдёт в финал. 

Финал – это пятиминутный питч с презентацией. Победа присуждалась тому проекту, за который больше голосов отдавали в соцсетях: Фейсбуке и ВК. 

Конечно, как в каждом соревновании, многое решал жребий: «В нашей команде оказался ещё один проект из StartHub.Moscow – Intelligent University, и именно нам двоим выпало соревноваться друг с другом, мериться метриками. В итоге было решено, что наш проект достаточно сложный для неподготовленного человека – финтех, деньги, технологии, инфраструктуры, платежи и т.п. – так что будет лучше, если от команды в третий тур пойдёт другой проект, более понятный для массовой аудитории, которая и определяла в итоге победителя. Им стал «Альтаир Диджитал» компании Altairika – обучение детей с помощью VR, дополненной реальности», – рассказал Андрей Михайлишин. 

В итоге в финал вышли 4 проекта (по числу инвесторов в жюри): Altairika (обучение детей с помощью VR), Andata (оптимизация интернет-рекламы с помощью машинного обучения), «Финансист» (сервис управленческой отчетности и аналитики) и You Talk (онлайн-сервис психологической помощи). От организаторов конкурса они получили купоны на образовательную программу от DI Holdings на сумму до 2000 долл. США. 

Бизнес-аналитик Никита Перевезенцев, организатор AdVentureLand, особо подчеркнул перспективность всех отобранных для конкурса проектов: «Вложат ли инвесторы необходимые средства в стартапы-участники – это вопрос их личных договорённостей, но я думаю, что все получат». 

Победителем же AdVentureLand-21 стал YouTalk – онлайн-сервис психологической помощи, позволяющий общаться с квалифицированными психологами в мессенджерах. По словам Анны Крымской, директора и сооснователя сервиса, за 2020 год выручка YouTalk выросла в 6 раз и достигла 44 млн руб. Сегодня в нём работают более 140 психологов разных специализаций, при этом критерии отбора крайне строги: лишь 5% полученных заявок от желающих сотрудничать специалистов удовлетворяются. «Согласно данным ФОМ, около четверти россиян допускают для себя возможность обратиться за помощью к психологу, но только 4 человека из ста действительно за неё обращаются. Кто-то не знает, где искать, или сталкивался с некачественным сервисом, слишком высокой стоимостью услуг. YouTalk решает эти проблемы. Я искренне верю, что нуждаться в помощи и поддержке в трудные периоды жизни абсолютно нормально для любого человека, и очень хочу, чтобы психотерапия стала доступна каждому», – подчеркнула Анна. 

Помимо основных трёх этапов конкурса, на сайте была устроена «бизнес-витрина», где проекты-участники могли дополнительно рассказать о себе: https://startupvillage.ru/pitches. Эти цифровые визитки тоже получали «лайки», и интересно, что из 11 представленных на странице стартапов два лидировали с большим отрывом от остальных. Это Everystraus – система автоматизации и управления рекламой в интернете и финтех-стартап Joys – платежная экосистема для цифровых и обычных валют, big data и data discovery, фишка проекта которых – «законно плати крипто». 

Отметим также, что именно Joys выдвинут от фонда Сколково в номинации «Fintech-стартап восходящая звезда» на ежегодную премию в области инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD 2021.