Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Миллиарды на тротуарах: какие суммы крутятся в сфере аренды электросамокатов

История одного демпинга Если не зарываться глубоко в историю и не считать предком электросамоката автопед (похожая конструкция, но с двигателем внутреннего сгорания), то можно увидеть, что это не только принципиально новый вид транспорта, но и сам кикшеринг – очень молодая разновидность бизнеса. В США прокат электросамокатов появился еще в 2013 году как эволюция громоздких и неудобных, но некогда очень популярных сегвеев. Но массовым это явление стало только в 2017 году, когда в Калифорнии сдачей электросамокатов напрокат занялись почти одновременно компании Lime и Bird (обе до этого занимались арендой велосипедов). Они сдали оборудование в аренду через мобильные приложения и намеренно установили цены значительно ниже рынка. Потребителю задумка, разумеется, пришлась по душе. Понравилась идея и инвесторам. Например, существующая всего год компания Bird к 2018 году стала оцениваться уже в 2 млрд долларов, в нее вложились Googer и другие крупные игроки. Samocat, опередивший США В России, к слову, еще до массового проката электросамокатов уже было похожее начинание. В 2016 году предприниматель из Калининграда Васидал подобный проект, правда самокаты были не электрическими. Он назвал его Samokat Sharing: основная задумка заключалась в установке в городах специальных баз, где любой желающий через приложение мог взять себе компактный транспорт. Идея была успешно реализована и даже получила гранты от ряда организаций как весьма привлекательный стартап. В тот же год станции компании появились в Москве (к 2019 году их было уже 35), Санкт-Петербурге, немного позже и в Финляндии, а компания стала резидентом Сколково. К 2018 году, когда в Россию пришла электрическая модификация самоката, компания была готова к переходу на новый уровень. На данный момент сеть Samokat Sharing работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани еще нескольких городах. Правда, специализируется она все еще больше на обычных мускульных, а не на электрических самокатах. Закрепиться в регионах первопроходцам оказалось сложнее. В 2019 году захватывать региональные ниши вышли сразу несколько новых компаний с принципиально новым подходом. Сейчас на рынке их насчитывается около двух десятков, но в качестве примера мы возьмем наиболее крупных игроков. Неудачный опыт «ДелиСамоката» Одним из первых появился сервис «ДелиСамокат», запущенный с разрешения мэриие вскоре появившийся в Нижнем Новгороде. По данным СПАРК, предприятие было открыто итальянцем Трани Винченцо, владеющим в Москве благотворительным фондом «Святое Семейство» и еще рядом фирм. Под этим брендом электросамокаты просуществовали, например, в столице Приволжья всего один сезон, после чего исчезли. А в начале января 2020 года сервис был ликвидирован. Отчасти пользователи связывают его непопулярность с неудобной регистрацией: чтобы получить доступ к услугам, необходимо было отправлять через приложение фотографию паспорта и ждать разрешения. Прорыв Woosh Гораздо успешнее на рынок пришло ООО «ВУШ», генеральным директором и основным держателем капитала (44,7%) которого является предприниматель Дмитывший вице-президент компмимо него в состав учредителей входят Егор Баяндин, Серглегмокаты Woosh впервые появились в Москве в 2019 году, но уже сейчас сеть насчитывает 17 городов. Среди них – Нижний Новгород, Уфа, Самара и Казань. В общей сложности транспортный парк Woosh превышает 30 тысяч самокатов. Чистая прибыль компании за 2020 год составила 211,5 млн рублей, а выручка – более 815 млн рублей. Рентабельность бизнеса даже в кризисный год составила порядка 30% – как полагают аналитики компании, это напрямую связано с сотрудничеством с курьерами и растущим трендом на пользование индивидуальным транспортом вместо общественного в условиях пандемии. Кстати, это не единственный источник доходов Woosh. По данным СПАРК, только за 2020 год предприятие получило от Фо семь грантов на общую сумму более 14,7 млн рублей. В 2021 году – уже более 30 млн рублей. В феврале оно привлекло инвестиции почти на 2 млрд от банкоВТБ» и «Открытие». Компания, в отличие от большинства других кикшеринговых сервисов, не продает франшизы, однако использует широкий спектр иных партнерских программ. Кроме того, для пользователей также доступны абонементы, стоимость которых составляет около 500 рублей в месяц. Экспансия Urent Фиолетовые электросамокаты Urent приехали, например, в Приволжье не из столицы. Серьезная конкуренция москвичам явилась из Ессентуков – там компания ООО «Юрентбайк.ру» под руководством предпринимаикова появилась еще в 2019 году. Первоначально она начала работать в Краснодаре и Сочи, купив собственную технику и выкупив порядка 100 электросамокатов у компании «ДелиСамокат». В развитие бизнеса предприниматель первоначально вкладывал собственные средства, не привлекая инвесторов. Постепенно зона влияния расширялась – сейчас сеть работает уже в 51 городе страны. Из регионов ПФО в этом списке – Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и Ульяновск. В ближайшем будущем компания планирует запуститься в Оренбурге, Саратове и других городах. По собственным данным компании, парка электросамокатов Urent занимает на рынке порядка 40% от общего числа в России. В распоряжении сервиса уже более 35 тысяч самокатов. Правда, картина по выручке уже другая: если в 2019 году доходы компании составили 109 млн рублей, то в 2020 чистая прибыль ушла в отрицательные значения: -17 млн рублей (вероятно, это связано с большими затратами на расширение). И все же в середине того же года компания смогла привлечь инвестиции от частных источников на сумму в 150 млн рублей для запуска в Москве. В апреле 2021 года компания получила инвестиции на 200 млн рублей от Sistema SmartTech. Также Urent ведет активную работу по продаже франшиз. Симбиоз кикшеринга и соцсетей В прошлом году электросамокаты стали так популярны среди населения, что и не относившиеся до этого к ним непосредственно сервисы начали обращать на них внимание. Так, в августе 2020 года сервис «Ситимобил», занимавшийся ранее услугами заказа такси и каршеринга, добавил в свой функционал поиск на карте и аренду электросамокатов. Первыми их партнерами стали Urent. Кикшеринг от «Ситимобил» сразу же заработал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Воронеже, Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде, Саратове, Энгельсе. Весной 2021 года к развитию сферы подключилась социальная сеть VK, запустив «Прокат ВКонтакте» – с помощью него можно найти электросамокат, не выходя со страницы социальной сети. И здесь Urent также стали первыми партнерами нового сервиса. До конца 2021 года сервис заработает в более чем 50 крупных городах России. Безопасность против многомиллионных выручек Развитие новой индустрии поставило во главу угла вопрос об опасности массового использования кик-скутеров в городских условиях. И сейчас многие регионы как Поволжья, так и всей страны, принимают ограничительные меры. Во многих субъектах кикшеринговые компании обязали снизить максимальную скорость электросамокатов в определенных зонах, а в Санкт-Петербурге компании Woosh пришлось даже временно убрать свой транспорт с городских улиц до заключения соглашения с властями. Уже сейчас ве разрабатывается законопроект о запрете перемещения на электросамокатах без новой категории прав «М», а также о запрете перемещения на них по пешеходным зонам. Тем не менее, как полагают исследователи рынка, даже в этом случае продолжат расти как сама индустрия, так и спрос на аренду кик-скутеров. По подсчетам аналитиков общую емкость парка электросамокатов в России в 2021 году оценивают в 100–120 тысяч единиц. Потенциальная емкость для страны – 250 тысяч штук, такой показатель может быть достигнут уже к 2023 году. Пользовательская аудитория электросамокатов в стране уже превысила три млн человек и может вырасти еще в несколько раз в ближайшие два года. Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com,Jens Kaloballookpress.com, Елена Майорова

Миллиарды на тротуарах: какие суммы крутятся в сфере аренды электросамокатов
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"