В Калининграде муниципального перевозчика заподозрили в теневых схемах

Десять лет назад поездка в городском автобусе стоила 10 рублей. Сейчас - 25 рублей для владельцев транспортной карты "Волна Балтики" и 28 рублей для остальных пассажиров. Не заоблачно, но и не мало для региона со среднемесячной заработной платой в 36 тысяч рублей. При этом, как выяснилось, у перевозчика есть финансовые резервы, которыми он пользуется по своему усмотрению, а не в интересах пассажиров. Одно из слабых мест - топливо. Нередко транспортники покупали бензин у единственного поставщика без экономии бюджетных средств. При этом в конкурсной документации значились по меньшей мере странные требования. К примеру, заправка должна находиться в радиусе одного километра от конкретной точки на карте. Выполнить эти условия мог единственный поставщик бензина - он и становился победителем. Факты здесь говорят сами за себя.

В Калининграде муниципального перевозчика заподозрили в теневых схемах
© Российская Газета

Еще один пример связан с ремонтом подвижного состава. Муниципальное предприятие приобретает запчасти самостоятельно (закон дает такое право), а затем сломанные детали якобы меняют сотрудники перевозчика. Но при этом у транспортной компании имеется договор с индивидуальным предпринимателем на ремонт и обслуживание автобусов на общую сумму 163 миллиона рублей.

- Анализ показал, что ремонтные работы, выполняемые сотрудниками предприятия самостоятельно, в большинстве случаев аналогичны тому, что делает индивидуальный предприниматель, - рассказывает министр регионального контроля Елена Серая. - То есть приобретение запчастей по результатам неконкурентных закупок может иметь коррупционные признаки.

Следует добавить, что транспортные средства в парке муниципального перевозчика - относительно новые. В 2015 году предприятие получило 30 низкопольных автобусов Минского автомобильного завода, в 2016-м - еще сто, все с кондиционерами. Однако сейчас калининградцы жалуются: контроль климата в новых "МАЗах" работает далеко не всегда.

- На прошлой неделе стояла жара больше тридцати градусов. Представляете, какая парилка была в автобусах. Самое обидное, что кондиционеры есть, но они не используются. То ли перевозчик экономит на бензине, то ли аппаратура сломалась, и ее никто не ремонтирует, - рассказывает жительница Калининграда Татьяна Пименова. - В прошлом году такого не было, а в этом чуть ли не в каждом втором новом автобусе жарко.

Глава региона Антон Алиханов потребовал передать наработанные материалы в правоохранительные органы. Всех причастных к теневым схемам накажут.

- Есть совершенно "замечательные" факты, когда автобус весь день находился в рейсе, при этом в этот же день ему якобы проводилось техобслуживание и замена запчастей, - комментирует ситуацию губернатор. - То есть под эти зап-

части просто списываются огромные деньги. Их, может быть, даже покупают, но, скорее всего, нигде не применяют, а отправляют левым образом куда-то на черный рынок. Хочется напомнить, что уже не в первый раз на протяжении моего руководства регионом городские власти обращались ко мне с предложениями: а давайте мы тариф повысим, а давайте мы льготы отменим. Очередная идея скорректировать льготы вылилась в то, что я выделил из губернаторского резерва 40 миллионов рублей, чтобы мы не ограничивали пенсионеров в перемещениях по городу. Надеюсь, что после всех этих проверочных мероприятий город не будет обращаться ко мне с просьбой повысить тариф на проезд.

Тем временем

Губернатор Калининградской области поручил правительственной комиссии проверить и оптимизировать работу муниципального транспортного предприятия после того, как власти областного центра попытались с 1 февраля 2021 года сократить лимит по транспортной карте "Волна Балтики" для пенсионеров - до 60 поездок в месяц. Это решение оказалось болезненным для многих льготников, которые передвигаются по городу с пересадками. После многочисленных жалоб регион выделил муниципалитету деньги на компенсацию затрат перевозчикам, а в феврале 2021-го было отменено ограничение на льготные поездки по городу.