Экономист позитивно оценил помощь бизнесу за вакцинацию от мэрии Москвы

Стимулы, которые предоставляют московские власти бизнесу, оказывают серьезное позитивное воздействие. Главное, чтобы у московских предпринимателей не возникло привыкания, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев. 

Экономист позитивно оценил помощь бизнесу за вакцинацию от мэрии Москвы
© ФБА "Экономика сегодня"

Власти Москвы решили поддержать бизнес, который озаботился оперативной вакцинацией своих сотрудников. Мэр города Сергей Собянин объявил о том, что первые 100 компаний, привившие 60% сотрудников, получат специальные гранты на НДФЛ и ЖКХ.

Вакцинироваться стало выгодно

Московским компании смогут вернут 100% НДФЛ за 2020 год в рамках установленного лимита в 5 млн рублей. Кроме того, предприятия общественного питания, соблюдающие требования о QR-кодах от 28 июня, получат гранты на полную оплату ЖКХ за III квартал.

В текущий момент обязательная вакцинация работников ряда сфер введена в Москве, Подмосковье, Кемеровской области и на Сахалине.

За допуск к выполнению рабочих обязанностей сотрудников, не прошедших вакцинацию, работодателям грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, либо приостановка работы предприятия на срок до трех месяцев.

При этом, если в регионе ввели режим ЧС или карантина, размер штрафа увеличивается: заплатить придется от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

В Москве и Подмосковье необходимость прививаться действует с 15 июня и касается госслужащих и сотрудников обширной сферы услуг, независимо от того оформлено официальное трудоустройство или по договору гражданско-правового характера в организациях или у ИП.

Вакцинация работников первым компонентом «Спутника V» должна состояться до 15 июля, вторым компонентом — до 15 августа.

Российские власти считают, что популяционный иммунитет будет достигнут, если 60% жителей страны получат вакцину.

По информации Сергея Собянина, первый компонент вакцины уже ввели более 2,7 млн москвичей. Ожидается, что с 5 по 11 июля эта цифра превысит 3 млн человек.

Однако, как показывает практика, далеко не все россияне готовы пройти процедуру.

«В плане вакцинации, нужно работать, скорее, не в экономической области, привлекая людей материальными стимулами, хотя это тоже достаточно важно, а в информационном поле с определенными выводами, - объясняет Михаил Беляев. -

Людям трудно принимать решение на этот счет из-за обилия разнонаправленной информации. Очень часто россияне прибегают к неавторитетным источникам в интернете и остро реагируют на единичные случаи негативного плана, в особенности, если они касаются близких и родственников».

Эксперт констатировал, что работу с населением нужно усиливать в информационном отношении, она должна быть продуманной, взвешенной и целенаправленной. «Чтобы смысл происходящего люди понимали однозначно», - подчеркнул Беляев.

Может ли материальный стимул ослабить бизнес-хватку

Безусловно, бизнес на материальную поддержку реагирует более позитивно, поскольку привык ориентироваться не на психологию, а на экономические показатели. 

В текущий момент более 1,5 тыс. предприятий города отчитались о вакцинации первым компонентом 60% своих сотрудников.

«Стимулы, которые предоставляются бизнесу, конечно, оказывают серьезное позитивное воздействие. Однако у московских предпринимателей может возникнуть определенный стереотип привыкания к тому, что городские власти оказывают им помощь в трудной ситуации», - предостерег Беляев.

С одной стороны, бизнес поддерживать необходимо, в том числе ради сохранения рабочих мест. Вместе с тем, излишняя опека подрывает предпринимательскую активность - то на чем базируется бизнес, и то, что принято считать выигрышным в рыночной системе отношений.

«В условиях рынка бизнес должен быть активным, гибким и изобретательным, в том числе в случае негативного развития событий. Необходимо прийти к четкому балансу помощи, которая не пересекает границу, за которой могут формироваться иждивенческие настроения», - отметил Беляев.

Предприниматели не должны оставаться в иллюзиях о том, что помощь будет оказываться бесконечно. Это поможет избежать разочарований со стороны бизнеса после того, как закончится пандемия и экономическое подспорье от государства прекратится.

Власти оказывают ровно ту поддержку, чтобы предприниматели оставались на плаву, но удовлетворять излишние аппетиты в задачи правительства не входит, резюмировал эксперт.