Участники микрофинансового сектора обсудили трансформацию рынка на конференции агентства «Эксперт РА»
С приветственным словом выступил генеральный директор – председатель правления агентства «Эксперт РА» Сергей Тищенко. Он отметил рост прозрачности и ответственности микрофинансового бизнеса и роль рейтинговых институтов в увеличении значимости репутационной составляющей на этом рынке. Модератором дискуссии стал управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр Сараев.
Иван Уклеин, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА», рассказал о проведенном агентством исследовании рынка микрофинансирования: «По нашей оценке, портфель по итогам 1-го полугодия составит около 270 млрд. руб., что на порядок ниже банковского рынка, но пока микрофинансовый сегмент демонстрирует очень высокие темпы роста. В отличие от многих секторов финансового рынка, влияние пандемии на сектор МФО не было однозначно негативным. Стагнация реальных располагаемых доходов населения и ужесточение кредитной политики банков привели к резкому повышению спроса на микрозаймы, но одновременно с этим произошло изменение модели потребительского поведения. Как результат, среди рейтингуемых МФК приоритетным становится не краткосрочное извлечение прибыли и экстенсивный рост, а подход к клиенту как к источнику долговременного заработка за счёт более глубокой сегментации клиентов. В результате наблюдается рост качества активов вопреки обычным кризисным тенденциям роста просроченных долгов». Иван Уклеин также отметил увеличение рейтингового покрытия микрофинансовых компаний и подчеркнул, что микрофинансовый рынок – один их немногих в России, на котором спрос на рейтинги предъявляется не в силу регуляторных требований, а благодаря интересу рыночных инвесторов МФК к независимой экспертизе. Хотя потенциал для регуляторного применения тоже присутствует: это связано с выходом компаний на рынок публичных заимствований.
Председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев отметил, что МФО получили достойную награду за то, что они развивали много лет: технологическую инновационность, онлайн-каналы привлечения и продаж, качественную оценку заявок и т.д. «И когда к ним пошли качественные клиенты, они очень хорошо воспользовались моментом и этих клиентов привлекли. Однако это было ситуативное явление – из-за обстановки, которая сложилась в стране в первый пандемический период. Что будет дальше? Ведь банки открутят свои ограничения обратно. Поэтому теперь задача МФО будет в том, чтобы хорошо работать с портфелем. Это и программы лояльности, и качественная сегментация заемщиков с действующими займами, в том числе, и в режиме реального времени. Это большой блок работы для всего сегмента».
Дмитрий Александров, управляющий директор «Иволга Капитал», рассказал о выходе микрофинансовых компаний на облигационный рынок и подчеркнул, что МФО достаточно подготовлены к выходу на рынок публичного долга: «Облигация – это публичный долг, который подразумевает определенный уровень раскрытия, корпоративной культуры. И у МФО не должно возникнуть такой проблемы, т.к. они уже раскрывают широкий объем информации для своих клиентов и регулятора. Это упрощает привлечение спроса, а также правильно влияет на рынок, создавая его прозрачность. Мой прогноз: весь топ-15 рэнкинга МФО от «Эксперт РА» в ближайшее время может оказаться на облигационном рынке».
О кредитовании МСБ как о перспективной нише для микрофинансовых компаний говорил генеральный директор МКК «СимплФинанс» Алексей Басенко: «Сейчас стать предпринимателем и привлечь финансирование легче, чем когда-либо. Сам процесс гораздо проще – зарегистрироваться, открыть счет и т.д. Это делается за счет инфраструктуры, финтехов, которые готовы взять эти задачи на себя. Ключевая проблема МСБ – доступ к капиталу. Капитала в стране достаточно, но дотянуться до него непросто. И здесь должен работать как раз микрофинансовый сервис. Ведь мы можем дать возможность получить финансирование за несколько кликов, чего нельзя сказать о банках».
Директор департамента кредитования, МКК «Арифметика» Ольга Семенова рассказала о преимуществах и сложностях работы в гибридном формате: «По нашему мнению, именно гибридная модель позволяет охватить больше клиентов. Конечно, эта модель и более затратная. В части офлайна, это, конечно, расходы на аренду, на персонал, выстраивание контроля. Но плюсы офлайна очевидны в тех населенных пунктах, где слабо развиты онлайн-сервисы, и люди пока не доверяют цивилизации. В частности, это касается надежных клиентов пенсионного возраста, именно эта категория клиентов доверяет нам в офлайне. В онлайне плюсом является география, без привязки к наличию пунктов выдачи. Ну и как показала пандемия, дистанционная работа была единственным способом работы для бизнеса и получения средств для клиентов, когда пункты были закрыты во время установленных ограничений в регионах».
Своим мнением о влиянии пандемии на микрофинансовый рынок и о его перспективах также поделились заместитель директора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин, коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко, управляющий директор Lime Credit Group Лайм-Займ Олеся Киселева, CEO группы компаний Eqvanta Андрей Клейменов, управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» Леонид Корнилов,финансовый директор МФК «Вэббанкир» Илья Соловий и генеральный директор МФК «Рево Технологии»Тимофей Шагун.