Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Участники микрофинансового сектора обсудили трансформацию рынка на конференции агентства «Эксперт РА»

Участники микрофинансового сектора обсудили трансформацию рынка на конференции агентства «Эксперт РА»
Фото: Финансовая газетаФинансовая газета

С приветственным словом выступил генеральный директор – председатель правления агентства «Эксперт РА» . Он отметил рост прозрачности и ответственности микрофинансового бизнеса и роль рейтинговых институтов в увеличении значимости репутационной составляющей на этом рынке. Модератором дискуссии стал управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» .

Видео дня

Иван Уклеин, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА», рассказал о проведенном агентством исследовании рынка микрофинансирования: «По нашей оценке, портфель по итогам 1-го полугодия составит около 270 млрд. руб., что на порядок ниже банковского рынка, но пока микрофинансовый сегмент демонстрирует очень высокие темпы роста. В отличие от многих секторов финансового рынка, влияние пандемии на сектор МФО не было однозначно негативным. Стагнация реальных располагаемых доходов населения и ужесточение кредитной политики банков привели к резкому повышению спроса на микрозаймы, но одновременно с этим произошло изменение модели потребительского поведения. Как результат, среди рейтингуемых МФК приоритетным становится не краткосрочное извлечение прибыли и экстенсивный рост, а подход к клиенту как к источнику долговременного заработка за счёт более глубокой сегментации клиентов. В результате наблюдается рост качества активов вопреки обычным кризисным тенденциям роста просроченных долгов». Иван Уклеин также отметил увеличение рейтингового покрытия микрофинансовых компаний и подчеркнул, что микрофинансовый рынок – один их немногих в России, на котором спрос на рейтинги предъявляется не в силу регуляторных требований, а благодаря интересу рыночных инвесторов МФК к независимой экспертизе. Хотя потенциал для регуляторного применения тоже присутствует: это связано с выходом компаний на рынок публичных заимствований.

Председатель совета СРО «МиР» отметил, что МФО получили достойную награду за то, что они развивали много лет: технологическую инновационность, онлайн-каналы привлечения и продаж, качественную оценку заявок и т.д. «И когда к ним пошли качественные клиенты, они очень хорошо воспользовались моментом и этих клиентов привлекли. Однако это было ситуативное явление – из-за обстановки, которая сложилась в стране в первый пандемический период. Что будет дальше? Ведь банки открутят свои ограничения обратно. Поэтому теперь задача МФО будет в том, чтобы хорошо работать с портфелем. Это и программы лояльности, и качественная сегментация заемщиков с действующими займами, в том числе, и в режиме реального времени. Это большой блок работы для всего сегмента».

, управляющий директор «Иволга Капитал», рассказал о выходе микрофинансовых компаний на облигационный рынок и подчеркнул, что МФО достаточно подготовлены к выходу на рынок публичного долга: «Облигация – это публичный долг, который подразумевает определенный уровень раскрытия, корпоративной культуры. И у МФО не должно возникнуть такой проблемы, т.к. они уже раскрывают широкий объем информации для своих клиентов и регулятора. Это упрощает привлечение спроса, а также правильно влияет на рынок, создавая его прозрачность. Мой прогноз: весь топ-15 рэнкинга МФО от «Эксперт РА» в ближайшее время может оказаться на облигационном рынке».

О кредитовании МСБ как о перспективной нише для микрофинансовых компаний говорил генеральный директор МКК «СимплФинанс» Алексей Басенко: «Сейчас стать предпринимателем и привлечь финансирование легче, чем когда-либо. Сам процесс гораздо проще – зарегистрироваться, открыть счет и т.д. Это делается за счет инфраструктуры, финтехов, которые готовы взять эти задачи на себя. Ключевая проблема МСБ – доступ к капиталу. Капитала в стране достаточно, но дотянуться до него непросто. И здесь должен работать как раз микрофинансовый сервис. Ведь мы можем дать возможность получить финансирование за несколько кликов, чего нельзя сказать о банках».

Директор департамента кредитования, МКК «Арифметика» рассказала о преимуществах и сложностях работы в гибридном формате: «По нашему мнению, именно гибридная модель позволяет охватить больше клиентов. Конечно, эта модель и более затратная. В части офлайна, это, конечно, расходы на аренду, на персонал, выстраивание контроля. Но плюсы офлайна очевидны в тех населенных пунктах, где слабо развиты онлайн-сервисы, и люди пока не доверяют цивилизации. В частности, это касается надежных клиентов пенсионного возраста, именно эта категория клиентов доверяет нам в офлайне. В онлайне плюсом является география, без привязки к наличию пунктов выдачи. Ну и как показала пандемия, дистанционная работа была единственным способом работы для бизнеса и получения средств для клиентов, когда пункты были закрыты во время установленных ограничений в регионах».

Своим мнением о влиянии пандемии на микрофинансовый рынок и о его перспективах также поделились заместитель директора по маркетингу НБКИ , коммерческий директор МФК Надежда Димченко, управляющий директор Lime Credit Group Лайм-Займ Олеся Киселева, CEO группы компаний Eqvanta , управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» ,финансовый директор МФК «Вэббанкир» Илья Соловий и генеральный директор МФК «Рево Технологии»Тимофей Шагун.