Такси с уголовным прошлым

Рядовая поездка на такси может стать "русской рулеткой". Часть водителей имеют криминальное прошлое, но пассажиры об этом не знают.

Такси с уголовным прошлым
© Уралинформбюро

Мнимые таксисты

Чем отличается такси в Екатеринбурге от нью-йоркского? В США таксистом может работать только тот, кто имеет соответствующую лицензию. Их количество строго ограничено, порой лицензия передается в семье из поколения в поколение.

В России, как пел Высоцкий, "а наше дело - сел, поехал". Подключился к агрегатору такси и крути баранку, подхватывая вызовы.

"Уралинформбюро" направило запросы сервисам "Яндекс.GO", "Ситимобил", "Три десятки", "Максим" о том, проверяют ли они водителей на судимость. Пришел лишь один ответ.

"Государство не ограничивает людей, отбывших наказание, в праве работать водителями и заниматься другими видами деятельности. Справку о наличии (отсутствии) судимости выдают только лицу, которое запрашивает информацию о себе. Таким образом, организации не имеют легальной возможности проверять водителей на судимость, а закон не предполагает обязанности кандидата предоставлять такую справку при начале договорных отношений", - рассказал руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников.

Да что там справка о прошлой судимости – сложно разобраться с легальностью "здесь и сейчас".

"Три года назад в Свердловской области между региональным Минтрасом и одним из агрегаторов было заключено добровольное соглашение, в рамках которого был создан реестр выданных разрешений на транспортное средство. При передаче заказов можно было выяснить легальность перевозчика, в случае подтверждения, что тот осуществляет перевозку без лицензии, можно было отменить заказ. Увы, другие агрегаторы сказали, что им это не выгодно, и мы получили хаос на рынке перевозок", - комментирует представитель Общественного совета по развитию такси по УрФО Владимир Герасименко.

По его данным, 90% перевозчиков осуществляют деятельность по "своим частным правилам". Любой может скачать приложение, подключиться и начать "таксовать". И никто не гарантирует безопасной для пассажиров поездки.

Водитель "Яндекс.GO" Анна рассказала агентству, что агрегатор не занимается проверкой водителей. По ее словам, бывали случаи, когда шоферов "блокировали", а они потом выходили на линию под чужими аккаунтами.

Еще одна проблема - мигранты, которые зачастую работают по поддельным водительским удостоверениям. Проверить их подлинность практически невозможно, потому что не существует межгосударственной базы обмена информацией о водителях.

Внештатное положение

"У сервиса "Максим" нет в штате водителей такси. Они являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, контрагентами и пользователями информационных услуг сервиса заказа такси", - сообщил представитель агрегатора.

На сегодня есть две схемы ухода от ответственности. "Многие водители работают через "прокладку". Фирма, именуемая "Парк", заключает договор с агрегатором, а затем заключает договора с водителями. То есть напрямую водитель не связан с платформой такси. Любая претензия к агрегатору - тот кивнет на "Парк", будто он ни при чем", - рассказывает таксист Андрей.

Более частый вариант - самозанятые. "Они все делают под свою ответственность, и их никто не контролирует. Поэтому такой водитель может выйти на работу с температурой, не провести обработку салона, и прочее", - делится шофер Анна.

Еще одна ловушка для пассажира. Водитель при оформлении полиса ОСАГО обычно утаивает, что автомобиль эксплуатируется в коммерческих целях, так как в этом случае стоимость полиса составит 50-70 тысяч рублей. "Обычно при ДТП страховая отказывает пассажиру в выплате компенсации за полученный вред, так как водитель не указал истинное использование машины", - отмечает Владимир Герасименко.

Сами таксисты признают, что есть нарушения, но к этому их подталкивает рыночная ситуация. "Я пять лет работаю на "Ситимобил" без лицензии, - говорит водитель Евгений. - Если минимальная стоимость поездки составляет 75 рублей, о каком соблюдении закона может идти речь? Когда будет минимальная стоимость поездки 300 рублей, тогда можно требовать с шофера лицензию, прохождение врача".

Без перспектив

Участники рынка заявляют, что для проверки личности кандидатов, необходимо создать систему, построенную на данных государственных структур. Интегрированный механизм откроет доступ к информации о правонарушениях, судимости, штрафах и ДТП.

"Это будет гораздо важнее для обеспечения безопасности поездок и налоговой дисциплины, чем действующая система разрешений на работу в такси, которые выдаются на "железо" без учета личности водителя и не гарантируют вообще ничего. Такой метод успешно реализован в ряде стран и позволяет оперативно получать ответ автоматизированной системы — с какими водителями можно сотрудничать, а с какими есть риски", - подчеркивает представитель сервиса "Максим" Павел Стенников.

По словам Владимира Герасименко, при существующем лобби интересов сильных игроков сложно регулировать положение на рынке. В России так и не принят закон о введении системы наказания для агрегатора. За передачу заказа перевозчику, у которого нет разрешения, предлагался штраф до 300 тысяч рублей, а при повторном нарушении - приостановление деятельности до 90 суток.

"В то же время жесткие меры в сфере могут привести к резкому сокращению предпринимателей. Например, Пермский край вводит единый цвет для такси. Это убьет местный бизнес, потому что вырастут затраты: нужно перекрашивать автомобиль, менять регистрационные документы и так далее. На рынке останется один федеральный агрегатор. Слава богу, в Свердловской области не допустили введения единого цвета. И без того на Среднем Урале многие ушли "в тень". Три года назад в реестре было 25 тысяч разрешений на ТС, сейчас - 5 тысяч", - подчеркивает эксперт.

И над этой цифрой надо всерьез задуматься многим. Количество таксистов в регионе за эти годы точно не сократилось в 5 раз!

Между тем в Санкт-Петербурге разработали Кодекс этики таксиста, в котором названы предпочтительные требования об уровне образования, квалификации, стаже, умении выходить из конфликтной ситуации. Но классический образ "водителя до Дубровки" отличался вежливостью, а вот с законом был не в ладах.

Надежда ГААГ