Ожидаем повышения налогов

Затяжная, уже многолетняя рецессия российской экономики приводит к предсказуемому результату — повышению налогов. Уже давно было чуть ли не официально провозглашено, что социальная стабильность для российской власти важнее развития бизнеса, а социальная стабильность в нашей экономико-политической системе поддерживается только стабильными объемами государственных расходов. Поэтому пока экономика не растет, к тому же тормозится ковидом, повышать налоги и социальные взносы придется. Точная схема новой налоговой реформы еще не оглашена, но нам известно уже множество идущих с самого верха предложений. Прежде всего под прицелом «богатые». Минфин предлагает изменить начисление страховых взносов с более высоких доходов (для зарплат более 122 000 рублей) и сформировать новые правила начисления налога на имущество для налогоплательщиков, стоимость имущества которых превышает 500 млн рублей. Одновременно в Госдуме объявили, что хотят изменить правила определения автомобилей, попадающих под налог о роскоши: теперь роскошными будут считаться автомобили дороже четырех миллионов рублей. Новое «кровопускание» ожидает сырьевой сектор. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличат для металлургов — эту меру «спровоцировало» повышение мировых цен на металлы, хотя НДПИ для металлургов и производителей удобрений повышали уже в прошлом году. «Фискальная политика в последние годы направлена на пополнение бюджета за счет отраслей экономики, которые получили сверхдоходы. В 2020 году, как и в 2016 году, металлургическая отрасль воспользовалась девальвацией рубля, а также обеспечила сверхдоход на экспортных поставках», — говорит партнёр и налоговый консультант компании TaxCompliance Александр Дмитриев. Кроме того, ожидается повышение налога на дополнительный доход для нефтяников. Еще поговаривают об увеличении акцизов на алкоголь и табак и изменении налогового режима для малого бизнеса. Банки получат больше обязанностей следить за доходами бизнесменов. Остается только гадать, как повлияет повышение налогов на экономику, для которой характерны не только хронически низкие темпы роста, но в последнее время — еще и возросшие темпы инфляции. Ясно, что налоги одновременно и повысят цены, и уменьшат доходы населения. Сам министр финансов Антон Силуанов сказал: «В идеале, нам бы хотелось заморозить налоговые режимы и держать их по 10 лет». Но, увы, жизнь, по выражению министра «богаче». Что именно заставляет правительство отклоняться от им же признаваемого идеала? По мнению декана юридического факультета, профессора департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессора Гульнары Ручкиной, чаще всего в числе причин грядущих изменений называют необходимость обеспечения так называемых новых стратегических инициатив правительства РФ. Реже упоминаются и такие основания, как, например, компенсация удорожания соответствующих социально-значимых проектов (строительство жилья, дорог и т.п. ), связанного с ростом цен на металлы; предоставление большей помощи нуждающимся россиянам. «Данные меры были предсказуемы и, по моему мнению, будут дополнены еще не раз, — считает Александр Дмитриев, — на реализацию национальных проектов нужно достаточно много денег, и, хотя они есть в бюджете, резерв необходим для государства. Таким образом правительство обеспечивает гарантию реализации нацпроектов». Вообще, налоговая атака на богатых происходит на фоне традиционных разговоров про прогрессивную шкалу налогообложения; параллельно «гуляют» (но пока не находят реализации) предложения о снижении налогов для бедных, например предложение об отмене всех налогов для граждан, не достигших возраста 26 лет, при условии отсутствия у них сверхдоходов; об отмене всех налогов для членов семьи, где совокупный душевой доход составляет сумму менее 15 тыс. руб., и т.п. Иными словам, когда у правительства кончаются деньги, оно вспоминает про социальную справедливость. Есть и другие обстоятельства. Адвокат Елена Кудерко отмечает, что в последние годы изменяется и типичный портрет ИП: предприниматели-одиночки перешли в самозанятые, мелкий бизнес в связи с отменой ЕНВД перешел на патентую систему в ИП, недействующие ИП исключаются. Разумеется, власти должны были приспосабливаться к новой реальности, и, как рассказала «Инвест-Форсайту» заместитель декана по научной работе экономического факультета РУДН Елена Григорьева, в ФНС в настоящее время проектируется концепция нового налогового режима, предусматривающая для субъектов МСП исчисление налогов непосредственно налоговыми органами на основании сведений о доходах и расходах, предоставленных банками. Прототипом для данного налогового режима является НПД (налог на профессиональный доход) — экспериментальный налоговый режим для ИП и самозанятых, не привлекающих наёмных работников и действующий в ограниченном круге регионов. Вот как раз этот эксперимент реализуется в формате передачи информации через приложение «Мой налог» сразу в налоговую инспекцию. «Помимо того, что ФНС хочет усилить роль банка как финансового агента, надо понимать, что на начальном этапе реализации такого взаимодействия в банках возрастут расходы на обслуживание технологических решений, и наибольшей составляющей таких расходов будут являться расходы на обеспечение кибербезопасности. Так что надо будет готовиться к увеличению банковских комиссий», — считает Елена Григорьева. По словам Елены Кудерко, «все возможные повышения налогов связаны с изменениями в налоговое законодательство, а значит, первым периодом начисления налогов по “новым” ставкам будет 2022 год, не ранее». Автор: Константин Фрумкин Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Ожидаем повышения налогов
© Инвест-Форсайт