Встреча лидеров форума АТЭС подтвердила приверженность тесному взаимодействию
29 июля – PenzaNews. Лидеры экономик форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» приняли совместное заявление по итогам внеочередной неформальной встречи, прошедшей под председательством премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн (Jacinda Ardern) в режиме видеоконференции 16 июля.
Центральной темой саммита стали стоящие перед странами Азиатско-Тихоокеанского региона задачи по преодолению глобальных проблем в сферах здравоохранения и экономики, вызванных пандемией COVID-19.
В итоговом заявлении лидеры стран АТЭС признали широкую иммунизацию населения глобальным общественным благом и договорились не только увеличивать выпуск вакцин, но и поощрять передачу технологий их производства на взаимосогласованных условиях. Этим, как напомнил участникам встречи президент РФ Владимир Путин (Vladimir Putin), в настоящее время активно занимается Россия.
«Активно продвигаем и локализацию производства наших препаратов за рубежом на основе трансфера технологий. С рядом иностранных предприятий, в том числе из экономик АТЭС, заключены контракты на выпуск «Спутника V» в совокупном объеме свыше 800 млн. доз в год. Считаем важным и далее работать сообща над созданием в Азиатско-Тихоокеанском регионе новых мощностей по выпуску вакцин, устранением административных, других барьеров, мешающих их производству и поставкам», — сказал российский лидер.
Кроме того, стороны пообещали поддерживать свои экономики «столько, сколько потребуется».
«По мере преодоления текущего кризиса мы будем работать над тем, чтобы все наши граждане без исключения располагали необходимыми возможностями и ресурсами для адаптации к изменившимся реалиям, дабы никто не остался «за бортом», — говорится в тексте документа.
Помимо этого, в нем подчеркивается необходимость формирования «свободной, открытой, справедливой, недискриминационной, прозрачной и предсказуемой» торговой и инвестиционной среды.
Комментируя результаты саммита, профессор Осакского университета экономики и права в Японии Нобухидэ Хатаса (Nobuhide Hatasa) обратил внимание на то, что впервые за почти 30-летнюю историю АТЭС лидеры провели внеочередную встречу.
«Самая важная цель этой специальной встречи — донести до международного сообщества убедительные послания руководителей АТЭС о том, что они работают вместе, чтобы преодолеть COVID-19 и восстановить разрушенную мировую экономику. Пандемия коронавируса представляет собой большую угрозу для мировой экономики, и в настоящее время вакцинация является единственным реалистичным и эффективным решением, которое снижает вероятность заражения, а затем помогает вернуть экономическую деятельность в нормальное русло. Соответственно, стороны пришли к соглашению постоянно поддерживать добровольные глобальные усилия по распределению вакцин среди государств», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
Он также высказал мысль о том, что неформальная встреча лидеров АТЭС стала хорошим и своевременным поводом для Новой Зеландии усилить присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе и укрепить свое влияние на международной арене.
«Новая Зеландия — одна из стран, успешно борющихся с распространением коронавируса и сводящих к минимуму количество инфицированных граждан, и в этом отношении премьер-министра Ардерн высоко ценят за навыки административного лидера. Новая Зеландия — развитая страна, которая может оказывать помощь и финансировать международные движения по обеспечению вакцинами людей по всему миру», — добавил Нобухидэ Хатаса.
Главный экономист IHS Markit в Азиатско-Тихоокеанском регионе Раджив Бисвас (Rajiv Biswas) выделил среди итогов саммита заявление лидеров АТЭС об их стремлении поддерживать глобальные усилия по распределению антиковидных вакцин.
«Это подразумевает расширение производственных мощностей при создании вакцин [...] во всех регионах мира, обмен запасами препаратов и содействие передаче технологий их производства. Эти стратегии в целом соответствуют политическим целям в отношении вакцин, согласованным лидерами «Большой семерки» на июньском саммите в Великобритании», — отметил он.
По его мнению, еще одним ключевым результатом встречи стало заявление о приверженности государств сотрудничеству для усиления процесса цифровой трансформации, а также развития цифровой инфраструктуры и технологий.
«Лидеры АТЭС признали необходимость оказания финансовой поддержки для восстановления после пандемии с целью создания рабочих мест и построения устойчивых цепочек поставок. Однако, несмотря на широкие обещания относительно макроэкономического стимулирования, большая часть господдержки будет лежать в сфере ответственности отдельных правительств стран АТЭС на национальном уровне, а не какой-либо совместно скоординированной программы экономического стимулирования в масштабах региона. Тем не менее ожидается, что многие страны с развитой экономикой будут оказывать двустороннюю поддержку восстановлению экономики развивающихся стран АТЭС и вносить свой вклад в многосторонние программы помощи для развития экономик через международные финансовые институты, такие как МВФ, Всемирный банк и Азиатский банк развития», — сказал Раджив Бисвас.
В свою очередь профессор Австралийского национального университета Клайв Уильямс (Clive Williams) указал, что стороны видят решение проблемы в ускорении справедливого доступа государств к вакцинам, однако предположил, что развитые страны АТЭС в первую очередь будут отдавать приоритет собственному населению.
«Лидеры по-прежнему привержены реализации Путраджайских ориентиров развития АТЭС, предусматривающих формирование к 2040 году открытого, динамичного, жизнеспособного и мирного Азиатско-Тихоокеанского сообщества, однако COVID-19 стал значительным препятствием на этом пути. Кроме того, есть и другие серьезные проблемы, которые необходимо решить, например, изменение климата, агрессивная региональная активность Китая, коррупция и незаконный рыбный промысел», — добавил Клайв Уильямс.
По его словам, АТЭС должен работать над созданием условий для свободной торговли и инвестиций, но это, на его взгляд, сильно бьет по Китаю, использующему торговлю и инвестиции в качестве политических рычагов в отношениях с другими странами.
«АТЭС функционирует на основе неформальных обязательств, открытого диалога и равного уважения взглядов всех участников, поэтому он плохо подготовлен к борьбе с теми, кто нарушает эти не имеющие юридической силы правила. Члены форума не несут никаких договорных обязательств в отличие от членов ВТО или других многосторонних торговых организаций. Решения в рамках АТЭС принимаются на основе консенсуса, а обязательства предусмотрены на добровольной основе, что в принципе звучит замечательно, но допускает злоупотребления и не так хорошо работает на практике», — пояснил эксперт, подчеркнув, что лидерам все же лучше разговаривать друг с другом, чем нет.
Аналитик Института Восток-Запад на Гавайях, эксперт по вопросам международной безопасности в Северо-Восточной Азии Денни Рой (Denny Roy) назвал внеочередной саммит ярким подтверждением того, что АТЭС может гибко реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию.
«Тем не менее напряженность между США и Китаем была неизбежным фоном прошедшей встречи. Саммит мог стать возможностью для первого личного общения между Джо Байденом (Joseph Biden) и Си Цзиньпином (Xi Jinping) виртуально или в составе группы, однако выступление председателя КНР было записано заранее. Возможно, таким образом он хотел отомстить Байдену, который до сих пор не выразил намерение встретиться с ним в должности президента США», — сказал эксперт.
По его мнению, даже в борьбе с такой неполитической проблемой, как ответные меры на пандемию, сотрудничество между США, Россией и Китаем не будет простым.
Денни Рой добавил также, что встреча стала примером того, как объединения, в которые входят как США, так и Китай, становятся все более громоздкими, принимая во внимание фундаментальные расхождения между двумя державами.
«И Китай, и США нашли способы косвенно поднять проблемы, которые делают их стратегическими конкурентами. Си Цзиньпин говорил о создании зоны свободной торговли во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, в которой Китай в неявной форме будет играть ведущую роль и устанавливать правила. Байден продвигал идею США о «свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе», который «основан на ценностях» и «прозрачен», что является завуалированной американской критикой в отношении внешней политики Китая в регионе», — напомнил аналитик.
Между тем научный сотрудник факультета международных исследований Королевского университета Пномпеня в Камбодже, эксперт японского Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Лак Чансок (Lak Chansok) акцентировал внимание на том, что лидеры АТЭС выступили за разумную экономическую политику, направленную на создание рабочих мест, повышение производительности и продвижение инноваций.
«Во время пандемии цифровизация торговли и инновации имеют решающее значение для безопасного, устойчивого и инклюзивного роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [...] В ходе встречи был поднят и ряд насущных вопросов, связанных с Китаем, в том числе происхождение COVID-19, нарушение прав человека в Синьцзяне и Гонконге, а также напористость Пекина в Южно-Китайском море», — сказал эксперт.
Вместе с тем, на его взгляд, в вопросе борьбы с COVID-19 и ускорения восстановления экономики региона остаются проблемы.
«Во-первых, политизация вакцин и «вакцинный национализм» по-прежнему вызывают беспокойство не только экономик АТЭС, но и всего мира. Следовательно, обязательства некоторых богатых членов АТЭС по обеспечению равного доступа к безопасным и эффективным вакцинам против COVID-19 остаются под вопросом. Во-вторых, из-за различного экономического положения членов АТЭС либерализация торговли [...] является сложной задачей для развивающихся стран особенно в это трудное время. И, наконец, что не менее важно: встреча лидеров АТЭС в этом году стала платформой для соперничества великих держав», — пояснил свою позицию Лак Чансок.
«Запад критикует КНР за COVID-19, нарушение прав человека и агрессивность Народно-освободительной армии Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Это сочетается с недавним шагом США к заключению сделок в области цифровой торговли, направленных на противодействие экономическому влиянию КНР. С другой стороны, Китай обвиняет Соединенные Штаты в применении силовой дипломатии. В случае политизации встречи АТЭС могут выйти за рамки не только своей темы, но и основных столпов форума. Стоит отметить, что эффективность АТЭС определяется его конкретными действиями и результатами, а преодоление беспрецедентной пандемии COVID-19 и восстановление региональной экономики является настоящим и важным испытанием для всех членов объединения», — уточнил эксперт.
В свою очередь старший научный сотрудник Института китайско-американских исследований в Вашингтоне Сурабх Гупта (Sourabh Gupta) отметил, что современная экономика сталкивается с проблемами, непохожими ни на какие другие со времен окончания Второй мировой войны.
«Поскольку на АТЭС приходится почти 60% мирового ВВП и за столом были представлены основные мировые производители вакцин, эта встреча лидеров АТЭС была как никогда хороша. Стороны объединились вместе, чтобы найти способы обуздать пандемию и управлять ее экономическими последствиями», — сказал он.
«Нам еще только предстоит увидеть, воплотят ли ключевые государства-члены свои благочестивые намерения, выраженные в основном заявлении, в конкретные действия на местах. Пандемия — не менее глобальная проблема, чем изменение климата, с точки зрения необходимости согласованного мирового решения. Тем не менее, как мы видели за последние несколько месяцев, «вакцинный национализм» и геополитика вакцинации действительно превратились в арену катастрофического оппортунизма. Есть надежда, что с участием основных стран-производителей вакцин, которые были за столом саммита АТЭС, все стороны будут действовать в одном направлении с позиции приоритета справедливого регионального и глобального доступа к вакцинам — особенно через механизмы Всемирной организации здравоохранения», — добавил Сурабх Гупта.
Он также обратил внимание на значимость форума АТЭС как платформы, объединяющей США, Россию и Китай.
«Это редкое явление сегодня. Америка больше не участвует в либерализации торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выбыв из Транстихоокеанского партнерства. Со своей стороны Россия больше не является частью того, что раньше было G7+1. При этом США и Китай, очевидно, переживают период значительной напряженности из-за ухудшающихся отношений. Чтобы глобальная экономика не делилась на блоки, важно, чтобы эти три страны взращивали эту ценную институциональную платформу и использовали ее для продуктивного сотрудничества», — резюмировал эксперт.