Как дачники тратят деньги на садовые инструменты: результаты исследования
Компания GARDENA, один из ведущих производителей садовых инструментов*, совместно с институтом маркетинга GFK подготовила исследование, в котором проанализированы потребительские привычки садоводов в 737 городах по всей России. Эксперты сделали выводы о предпочтениях российских дачников и представили свои прогнозы на 2021-2022 год. Расскажем, как в 2020 году в России изменился подход к покупкам инструментов и почему они стали нужны не только садоводам.
Какие садовые инструменты чаще всего покупают дачники и почему
Садоводство стало временной, а для кого-то и постоянной альтернативой заграничному отдыху. По данным агентства недвижимости «Миэль», в начале 2020 года спрос на загородную недвижимость в Московской области вырос на 50% в годовом выражении — в пандемию люди тратили деньги не на отпуск, а на покупку дачи и ее оснащение.
Пик продаж садовых инструментов в 2020 году пришелся на июнь, оборот в этом месяце составил 6 млрд рублей. Самыми востребованными категориями отечественного рынка стали шланги и различные устройства для полива, насосы, ручной инструмент для обрезки растений и ухода за почвой, газонокосилки и триммеры.
Больше времени на даче — больше полива и ухода
Категория полива включает в себя шланги, наконечники для полива, катушки и тележки для шлангов, таймеры подачи воды, дождеватели и опрыскиватели.
Всего на полив садоводами было потрачено 5,9 млрд рублей, половина которых приходится на
подкатегорию шлангов и устройств для их хранения
**. В мае-июне продажи резко растут — в это время по всей России растения нуждаются в обильном поливе; высокий спрос на эти товары сохраняется все лето.
Подкатегория насадок
включает штуцеры, переходники, дождеватели, наконечники для полива. Продажи в этом сегменте в денежном выражении снизились на 5% в сравнении с 2019 годом**, что связано, вероятно, с тем, что год был дождливым, а погода напрямую влияет на потребность в наконечниках и дождевателях.
Спрос на насадки для полива зависит от погоды
В 2021 году продажи в этой категории начали активно расти. В частности, продажи шлангов выросли на 6% в денежном выражении в сравнении с 2019 годом**. Эксперты GARDENA связывают это с тем, что шланги используются не только для полива, но и для насосного оборудования, которое во время сильных дождей удаляет излишки воды.
При этом, продажи
опрыскивателей
в денежном выражении выросли на 28% в сравнении с 2019 годом**. Очевидно, это отражает повышение интереса к любительскому садоводству и цветоводству — опрыскиватели необходимы для ухода за рассадой, комнатными, парниковыми и грунтовыми растениями.
«В пандемию много людей уехали жить на дачу, кто-то работал удаленно из пригородов. Соответственно, участкам стали уделять больше внимания — ухаживать за деревьями, кустарниками, посадками. Появилась возможность истребить вредителей и основательно заняться удобрениями, для чего, собственно, и нужны опрыскиватели», — считает менеджер по продукту дивизиона GARDENA в России Роман Усков.
Как насосы помогали справиться с самоизоляцией
Продажи
садовых, погружных и дренажных насосов, а также насосных станций
для дома в денежном выражении выросли на 32% в сравнении с 2019 годом**.
Эксперты GARDENA считают, что активный рост продаж дренажных насосов начинается в марте и остается стабильным вплоть до августа, а к осени снижается практически в два раза. Подобные насосы незаменимы весной, во время повсеместного таяния снега: садоводы устраняют последствия паводка, небольшие затопления и большие лужи на приусадебных участках.
Дачники активно пользуются разными моделями насосов
Пик продаж как в денежном, так и в натуральном выражении пришелся на июнь** — время полномасштабных поливов садов и огородов. Специалисты GARDENA отмечают, что все меньше людей хотят носить воду в лейках и переходят к европейскому способу полива, для которого нужны специальные
напорные насосы со штангами
, с помощью которых их крепят к бочкам. Чтобы начать полив с таким устройством, достаточно просто нажать на кнопку.
Кроме погодных явлений, на рост продаж повлияли и рыночные факторы. Например, появились более
доступные модели насосов
, которые стали пользоваться большим спросом. Это было, в частности, заметно на
погружных насосах
, которые часто используются для откачки воды из бассейнов. Летом 2020 года россияне не могли выехать с детьми на море, поэтому возникла потребность в покупке уличных бассейнов и перекачке воды из них. Тенденция на данный момент сохраняется.
Возможно, ближе к зиме владельцы участков привыкли к длительному проживанию за городом и стали готовиться к следующему сезону. Это привело к повышению спроса на
станции бытового водоснабжения
, которые обеспечивают круглогодичную подачу воды из скважины в автоматическом режиме.
Грабли — летом, а топоры — зимой
В 2020 году продажи
топоров, инструментов для обрезки, шанцевых инструментов
(лопат, грабель, комбисистем) и
ручных газонокосилок
в денежном выражении выросли на 14% в сравнении с 2019 годом и составили 3,9 млрд рублей**. При этом средняя стоимость подобных инструментов выросла на 18%. Возможно, это связано с тем, что люди просто стали покупать более дорогие инструменты.
Инструменты для обрезки на втором месте по популярности покупок у дачников
Михаил Канавичев, руководитель отдела маркетинга дивизиона GARDENA в России, так объясняет этот ажиотажный спрос: «Вполне возможно, что покупатели в 2020 году переосмыслили подход к покупке садового инвентаря. Например, целевая аудитория GARDENA более зрелая не только в плане возраста, но и в плане хобби. Многие из постоянных покупателей приобретают несколько товаров одной категории вместо одного универсального — например, разные секаторы для обрезки плодовых деревьев и роз, а также сучкорезы и высоторезы для ухода за большими деревьями».
В денежном выражении в сравнении с 2019 годом на 15,8% выросли продажи
инструментов для обрезки
** — они на втором месте по популярности покупок у дачников. Секаторы обычно начинают покупать в конце зимы и ранней весной, когда у деревьев еще не пошел сок. Эксперты GARDENA считают, что летом такие товары приобретают меньше, а второй пик приходится на осень, когда садоводы готовят саженцы и взрослые деревья и кустарники к зиме, подлечивают и формируют их.
В целом, все ручные инструменты покупают чаще всего летом. В том числе и
топоры
. Но, например, в декабре продажи топоров в денежном выражении выросли на 102,3% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года**.
Топоры популярны в качестве подарка мужчине
Эксперты GARDENA считают, что такая ситуация связана одновременно с более частыми поездками россиян за город в прошлом году и с сезоном новогодних подарков вместе с сопровождающими его скидками. Хороший топор, помимо пользы в хозяйстве, подойдет и
в качестве подарка мужчине
, но в обычное время для кого-то его цена слишком высокая. Естественно, когда она снижается, людям становится интереснее выгодно приобрести качественный инструмент. Кроме того, нужно принимать во внимание, что зимой колка дров — необходимое занятие для загородной жизни с ее непременными атрибутами — камином и живым огнем.
Бензиновый инструмент или электрический?
В категорию
садовых инструментов с двигателем
попадают триммеры и ножницы для стрижки травы и живой изгороди, газонокосилки, воздуходувы, скарификаторы. При этом
электрические инструменты
продолжают отвоевывать рынок у
бензиновых
. Если в 2018 году их доля составляла 56,4%, то по итогам 2020 года она выросла до 58%**.
«Бензиновая техника предназначена для больших территорий под стрижку — от 6 соток и более. Электрические модели экологичней, легче и проще в использовании, поэтому они становятся более популярными вследствие высоких продаж таунхаусов и домов на небольших участках. Кроме того, если раньше такую садовую технику чаще покупали мужчины, то сейчас стали покупать и женщины, подбирая для себя подходящую модель. Такой техникой легче произвести окантовку, обработать клумбы и подстричь небольшие участки газона», — комментирует менеджер по продукту дивизиона GARDENA в России Роман Усков.
Садоводы все чаще отдают предпочтение электрической технике
В 2020 году, продажи
аккумуляторной техники
в денежном выражении выросли на 90%, при этом продажи аккумуляторных газонокосилок-роботов — на 30%**. По словам экспертов GARDENA, тренд на электрическую и аккумуляторную технику будет продолжаться. Среди доводов в ее пользу — отсутствие проводов, низкий уровень шума, маневренность и полное отсутствие вредных выхлопных газов.
Переосмысление образа дачи: европейский стиль садоводства
Эксперты GARDENA уверены, что в России явно
меняется культура садоводства
— люди готовы платить за свой комфорт. Ассортимент насосного, поливочного и землеобрабатывающего оборудования, а также ручного инструмента каждый год расширяется, выходят более удобные модели, которые действительно облегчают работу на участке.
На это влияет и
изменение целевой аудитории
: если в начале 2000-х ядром покупателей были люди от 45 до 50 лет, то сейчас инструменты покупают и более молодые люди, живущие в загородных домах, и пенсионеры, которые пользуются уже не только тяпками и вилами, но и современными триммерами, кусторезами и другими — более специализированными — инструментами.
Эксперты отмечают изменение культуры садоводства и отношения к даче в принципе
Растет и
уровень автоматизации садовых работ
; садоводы чаще покупают и даже самостоятельно подключают системы автополива, микрокапельного полива в теплицах. Они приобретают больше дождевателей и роботов для регулярной и высокоточной стрижки газона.
Пропадает страх завести газон и не успеть за ним уследить, уехав в командировку, — теперь участок может обслуживать себя сам даже в отсутствие хозяина. Уже не нужно приезжать с работы на дачу среди недели только чтобы полить помидоры. «Если раньше считалось, что подобные инструменты могут позволить себе только обеспеченные люди, то сейчас их приобретают и садоводы со средним достатком, и пенсионеры», — отмечает Роман Захаров, специалист по работе с клиентами дивизиона GARDENA в России.
Рост потребления садовых инструментов будет продолжаться. Людям понравилось жить на загородных участках во время пандемии, и они хотят обустраивать свои дома не только изнутри, но и снаружи, причем делать это с удовольствием. Кроме того,
меняется понимание дачи в принципе
: раньше она ассоциировалась с посадкой картошки и изнурительным трудом, сейчас же на дачу приезжают жить подолгу и отдыхать всей семьей.
*Доля рынка в денежном выражении в 2020 году 23,9% в сегменте «полив», включая опрыскиватели, и 16,5% — в ручном инструменте.
**Здесь и далее указываются данные ритейл-аудита GfK. DIY панель GfK покрывает 737 городов по всей России с населением более 20.000 человек
Читайте также:
Как ухаживать за садом, чтобы не рвать спину и не покупать новые инструменты каждый сезонУход за садом: комбисистема GARDENAПоливать стало проще! Инновационные катушки для шланга от GARDENA уже в продажеСадовые помощники для всей семьи: экономим силы и времяСложно ли выбрать обычный топор?