Войти в почту

Это вам не Лондон: можно ли сделать Москву 15-минутным городом

Градостроители во всем мире сейчас стараются внедрить концепцию 15-минутного города, которая подразумевает шаговую доступность от места жительства до основных социальных благ для каждого человека. Возможно ли такое в мегаполисе с исторически сложившимися центрами притяжения? Как адаптировать московские "спальные районы" под современные вызовы? И нужно ли российской столице "Сколково" в каждом районе – об этом урбанисты и архитекторы рассуждают на страницах сайта "РИА Недвижимость".

Исторически Москва – это город кластеров и спальных районов, который сейчас переживает перерождение. Закрылись огромные заводы, которые раньше создавали рабочие места и были центрами притяжения, на их месте вырастают новые жилые кварталы. Присоединилась новая Москва, вырос высотный "Сити" и инноваторское "Сколково". С одной стороны, на волне перемен город можно адаптировать под самые современные требования, с другой – у него есть достаточно жесткий каркас, например, огромные жилые районы на окраинах, маршруты метро, исторический центр, сформировавшиеся кластеры. Возможно ли при этом равномерно насытить город благами, до которых любой житель сможет дойти пешком? И как это сделать? Опрошенные эксперты полагают, что здесь нет ничего недостижимого, но каждый предлагает свой путь развития для Москвы.

Кластер как свобода выбора

В Москве есть несколько исторически сложившихся кластеров: спортивный в "Лужниках", ресторанный на Патриарших прудах, деловой в "Сити" и другие. Это никак не противоречит концепции 15-минутного города, а наоборот, создает разнообразие и свободу выбора, считает руководитель группы компаний UNK Юлий Борисов.

Две концепции развития – кластерная и "пятнадцатиминутного города" – не противоречат, а дополняют друг друга. Выбранная зона для проживания должна помогать человеку реализовывать его основные устремления, амбиции. Так, деловые люди выбирают для жизни "Москву-Сити", семейные – более тихие зоны, спортсменам комфортнее в спортивном кластере.

При этом для удобства горожан в каждом районе в шаговой доступности необходим набор базовых функций, которыми люди пользуются в режиме 24/7: социальная инфраструктура, торговые точки, места для отдыха. А вот без редко используемых объектов вроде кладбищ или крупных учреждений культуры внутри района можно обойтись. Таким образом, кластер помогает выявить характер каждой территории, а концепция 15-минутного города позволяет обеспечить жителей всеми нужными функциями.

В Москве уже много локальных кластеров. Они сформировались как в старых обжитых районах, так и в суперновых, однако за границами третьего и четвертого колец нет явной кластеризации территорий.

В существующих кластерах уже реализована концепция 15-минутного города. Территорию можно обойти за 15-20 минут, районы обеспечены не только рабочими местами, но и жильем, заведениями общепита, магазинами.

Основной плюс кластеров в том, что они позволяют аккумулировать творческую энергию людей и дают им возможность реализоваться. Возникает эффект синергии, когда в результате сложения 1+1 получится не 2, а 5. Так, жители бизнес-кластера могут зарабатывать больше денег, спортивного – достигать более значимых результатов. Кроме того, концепция кластеров позволяет более быстро и качественно развивать территории. Люди понимают, куда и зачем они переезжают, каких целей добьются.

Модель 15-минутного города высвобождает время и энергию жителей, снижает нагрузку на транспорт и в целом трафик. Она ориентирована на гармоничное развитие не только территории, но и каждой личности в городской среде. Важно понимать, что всех жителей не получится трудоустроить на территории района. Кто-то все равно будет ездить в другие части города, например, работники узких специальностей вроде нейрохирургов. Все вместе это позволит разгрузить город от избыточного трафика, наполнять территории содержанием и важными для жителей функциями.

Москва – не Европа

Перенимая успешные европейские практики, важно помнить, что Москва во многом отличается от западных мегаполисов, поэтому ряд нововведений сработает иначе, а методику и конкретные шаги придется адаптировать под местную реальность. Однако это не означает, что в Москве не будет работать концепция 15-минутного города, говорит руководитель мастерской "Арканика" Никита Выходцев.

Кластерный подход складывался на протяжении столетий – еще в Древней Греции в полисах выделялись различные функциональные зоны. Концепция 15-минутного города появилась в прошлом столетии, когда города разрослись и передвижение из точки А в точку Б стало отнимать катастрофически много времени. Идея 15-минутного города не опровергает значимость кластеров, но призвана сделать городское пространство комфортным и доступным для горожан, исключить необходимость тратить время на выполнения рутинных задач. При этом именно кластеры, исторические особенности и культурные отличия каждого района, позволяют сохранять разным территориям идентичность, которая так легко уничтожается "стандартизацией".

В отличии от многих других городов России Москва существенно преуспела в "пятнадцатиминутной" концепции города, за исключением расположения рабочих мест. Дети учатся чаще всего по прописке; поликлиники, магазины и почта распределены равномерно; практически в каждом районе есть парк и местный торговый центр.

Необходимость создавать рабочие места в шаговой доступности относится к развитию малого и среднего бизнеса, к созданию "локальных" брендов и равномерному развитию городской среды.

Много ли вы знаете качественных несетевых ресторанов между ТТК и МКАДом? А большинство горожан живут именно в этой части Москвы. А теперь вспомним Италию, где любом городе в каждом квартале есть семейный ресторан, куда ходят местные. Однажды подруга, живущая на Сицилии, порекомендовала мне ресторан Il gabbiano, мы оказались единственными не местными, тем более иностранцами!

Или другой пример – в одном из районов Лондона есть магазин деревянной мебели, где ее изготавливают на заказ и доставляют только по району на велосипеде, чтобы поддерживать местных производителей. Эти примеры иллюстрируют, что чем больше компаний и различных рабочих мест создаются в разных частях города, а не только в центре, тем активнее развиваются районы, так как они начинают жить не только утром и вечером, когда люди еще находятся дома.

Вопрос расположения жилья и работы в России отличается от Европы, откуда пришла концепция 15-минутного города. В Европе широко распространена долгосрочная аренда жилья у государства, где у арендатора есть договор, фиксирующий его права. В то же время в России аренда – вынужденный фактор, и большинство горожан стремятся приобрести собственное жилье даже в кредит. Поэтому если в Европе смена квартиры в зависимости от расположения работы или учебного заведения – обыденная практика, в России такая возможность есть в основном у молодого, платежеспособного населения, кто еще не накопил на первый взнос по ипотеке. В то же время тенденции 2020-2021 года с "удаленкой" и смешанным типом работы снижают значимость расстояния между домом и офисом.

Как Париж, не как Лондон

Москва похожа на Париж, но сильно отличается от Лондона из-за исторических аспектов развития этих городов. Поэтому французские практики для нас будут более эффективными, считает сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.

Сейчас, по официальным данным, Москва – город с населением в 12,5 миллиона человек, а если брать цифры по покупаемым продуктам – 25- или 30-миллионный. Это огромная для Европы агломерация, сравнимая только с Парижем и Лондоном. Такие города не могут быть построены по какой-то одной концепции, поскольку они уже определенным образом сформировались.

Сейчас в Москве одновременно существуют и довольно устаревшая "кластерная система" (она же – функциональное зонирование), и есть некоторое устройство социальной пространственной жизни, где основные повседневные потребности решаются в пределах 15-минутной доступности.

Наиболее удачной мне кажется концепция полицентрического города, как, например, Лондон (в отличие от него Москва и Париж – классические примеры моноцентрического). Большой Лондон образовывался путем поглощения разных маленьких городков, где были свои сложившиеся центры и улицы.

Это и сейчас сохраняется в структуре города, поэтому Челси отличается от Ноттинг-Хилла, а Гринвич от Стратфорда. Каждый из районов имеет свой бэкграунд, свой образ, рыночную стоимость, центры и подцентры, рестораны и "портрет жителя" (в Челси когда-то обитала старая аристократия, в Ислингтоне – интеллигенция и артистическая богема). Город проницаем, каждый из районов самодостаточен и имеет свое лицо.

Лондон – почти бесконечный город, где вам везде интересно. А когда вы приезжаете в свой район, там точно есть парк, места шопинга, несколько хороших ресторанов, фитнес – вам не нужно куда-то специально ездить за качественной инфраструктурой. Любой из районов предоставляет качественную и разнообразную жизнь. Большая часть находится ваших потребностей находится в 15-минутной доступности.

Если посмотреть на Москву или Париж, то здесь другая история. Тут есть довольно плотное и сложившееся историческое ядро и периферия (в Париже чаще социально неблагополучная). Поскольку Москва исторически развивалась как промышленный город, здесь всегда были зоны со своей специализацией. Хамовники когда-то были местом медицинских учреждений (институтов, клиник), Кузнецкий мост – концентрация ресторанов (город демонстрирует поразительную устойчивость!) В историческом развитии были промышленные зоны, жилье и развитый привлекательный центр.

Мы понимаем, что в современном градостроительстве каждый из удаленных районов должен иметь максимальное количество функций, чтобы город был полицентрическим. Об этом мы говорим последние 30 лет. Но планировочная структура генплана Москвы устроена так, что довольно сложно оставить центр и развить полноценные и конкурирующие или хотя бы устойчивые дополнительные центры.

Если в полицентрическом городе есть кластеры или многофункциональные районы, которые внутри имеют всевозможные повседневные сервисы, и при этом отличаются друг от друга, тогда они создают синергию – разнообразную городскую среду, где вам интересно находиться, принимать гостей или ездить в гости.

Что дает концепция 15-минутной доступности? В советское время это был, скорее, идеологический постулат, который редко соблюдался – то не было школ, то еще чего-то.

Современная 15-минутная доступность возникла в довольно "сытой" Европе, когда люди задумались о качестве жизни и пересели на альтернативный транспорт. Сейчас эта история связана с экологичным взглядом на жизнь. Во-первых, это устойчивое развитие и минимизация затрат – мы не тратим свои время и деньги впустую. Второй момент, мы передвигаемся пешком, либо на велосипеде или самокате, исключая из города лишние пробеги, в том числе автомобильное загрязнение и прочее. Мы экономим свое время, минимизируем затраты, мы не должны будем производить бесконечные автомобили, придумаем что-то более полезное.

Таким образом, наиболее устойчивой и экологичной будет стратегия развития полицентрического города с системой 15-минутной доступности всех необходимых сервисов. Между этими двумя историями противоречий нет – так как они направлены на решение задач разных масштабов.

Мегаполис – это разнообразие

Города, а тем более мегаполисы – это, по сути, результат решения множества людей жить в одном месте. Чтобы жить в них комфортно, нужно в первую очередь принять и научиться использовать преимущества разнообразия среды и возможностей. Ну или перебраться за город, полагает директор АНО "Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве" Вера Бурцева.

Давайте ответим на главный вопрос создания жилой среды: человек, проживающий в кластере или в среде 15-минутной концепции, сможет удовлетворить свои потребности и самореализоваться? Живет ли он в историческом центре, или в спортивном кластере – ответ всегда положительный.

Основное отличие города от деревни или села – разнообразие. Поэтому то, что Москва уже состоит из кластеров, позитивно отражается на среде и не может расцениваться как недостаток. Я бы рекомендовала оставить все как есть, а людям переезжать из Москвы в малые города – существующие или вновь созданные – на свежий воздух, ближе к природе и земле. А Москву не нужно трогать: она развивается по законам бизнеса, где место человека далеко не первое.

Другое дело, что есть предпочтения по району и по той среде, которая там сложилась исторически. Кажется, что, если бы мы сейчас пересобрали Москву из кластеров, мы могли бы избежать такой разнородности. Но с другой стороны, в такой разнородности и проявляется разнообразие.

Воля бизнеса и власти

Город может и хотел бы трансформироваться только за счет действий и предпочтений жителей, но в реальности это так не работает. Чтобы менять сам принцип организации жизни в мегаполисе, необходимы решения городских властей и крупных компаний, считает руководитель бюро Basis Иван Охапкин.

Если мы говорим о концепции кластеров, то это не просто деление на зоны, а объединение территорий по некоему принципу в отдельный организм, который способен выполнять определенные задачи и давать эффект. На формирование и назначение кластеров влияют самые разные факторы – транспортные, политические, антропогенные, финансовые, климатические, они же влияют на их трансформацию.

На самом деле этот процесс происходит естественным образом: после того, как центральные офисы BMW и Mercedes переехали на Ленинградку, там сконцентрировалось кафе, рестораны, фитнес-центры, вокруг выросли новые комплексы с инфраструктурой.

После открытия на Варшавском шоссе бизнес-центра "Даниловская мануфактура", здесь появилась насыщенная инфраструктура, которой могут пользоваться жители всего района (кафе, бары, бани). Даже архитектурные бюро в какой-то момент переехали из центра (с "Красной Розы" на Тимура Фрунзе) в более доступные офисы в арт-кластерах, появившихся на месте промышленных зон – на Artplay, Винзавод, завод Рассвет. Оказалось, что не обязательно сидеть в самом центре. И это полностью изменило жизнь людей вокруг этих кластеров – в их доступе появились хорошие рестораны, книжные магазины, образование, выставки, событийная программа.

За последние 10 лет люди хорошо научились разбираться в недвижимости, и у девелоперов сейчас серьезная конкуренция между собой, качество их продукта становится объективно выше. Если на уровне правительства Москвы будет принята политика 15-минутного города, то девелоперы в новых ЖК ее "докрутят".

В принципе, и проблемы уже сформировавшихся районов можно решить, пересмотрев функции зданий или пространств, но на это нужен запрос властей города. В этом смысле разработка мастер-плана под каждый район или проект – гораздо более гибкая стратегия развития, чем жесткий генплан.

Только ленивый сейчас не говорит о децентрализации. Уже все понимают, что "спальные" периферийные районы были агрессивными, потому что людям там нечего было делать. А когда человеку нечего делать, он находит для себя не самые хорошие занятия. Правильная стратегия – развивать не только центр, а создавать уникальные места, точки притяжения в удаленных районах и развивать транспортные связи между районами.

Равенство и микромобильность

В постковидную эпоху особое место стала занимать микромобильность – то есть тот самый 15-минутный город с шаговой доступностью до основных сервисов. По этому пути сейчас идут многие города, но их успехи на данном поприще можно считать переменными, поскольку крайне важно соблюдать принцип равенства всех районов в возможности получать доступ к услугам, отмечает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.

Каждый город должен выполнять шесть функций: жилую, рабочую, снабженческую, образовательную, рекреационную, социальную. Все повседневные потребности человека должны быть в пределах 15 минут пути пешком или на велосипеде, а самый важный элемент этой головоломки – обеспечить рабочее место рядом с домом. Сегодня у большинства горожан на дорогу до работы и обратно уходит 1-3 часа в день, которые можно было бы потратить с большей пользой.

В мире есть множество мегаполисов, которые попытались реализовать идею 15-минутного города на практике, и им удалось сделать это в той или иной степени. Мельбурн, Оттава, Детройт, а недавно и Париж – лишь некоторые позитивных примеров.

При этом важно понимать, что внедрение модели 15-минутного города будет эффективным только при условии создания равноценных по качеству, доступности и удобству точек развития. Идеи полицентризма работают, когда человек не чувствует, что оказался внутри менее комфортной среды, чем житель соседнего района.

Что будет, когда волны пандемии закончится? Конечно, городская ткань Москвы слишком сложно структурирована для внедрения моноконцепций. В столице мы видим смешение разных подходов к работе с пространством и, пожалуй, это наиболее эффективный подход на данный момент. Впрочем, некоторые идеи 15-минутного города могут оказаться крайне полезными для снижения нагрузки на инфраструктуру, профилактики новых эпидемий, укрепления социальных связей и смены тренда атомизации на тренд создания локальных комьюнити.

Пляшем от рабочих мест

Кластерная схема развития призвана решать задачи экономического роста, а модель 15-минутного города отвечает за комфорт жителей. Однако у них есть точки пересечения, главной из которых является создание рабочих мест в шаговой доступности от жилых кварталов, полагает соучредитель группы компаний "Центр" Сергей Георгиевский.

Диверсификация рабочих мест не сводится к размещению исключительно головных офисов крупных компаний. Сейчас в Москве активно развиваются креативные кластеры, есть потенциал для создания технопарков. Причем территориально и креативные кластеры, и технопарки приурочены к утратившим свое назначение промышленным зонам, которые расположены в срединной и периферийной зонах города, приближенных к "спальным" районам.

Таким образом, шанс на создание принципиально новых рабочих мест есть, необходимо им воспользоваться, не забивая все освобождающиеся городские пространства жильем и торговлей.

Наиболее остро проблема создания новых рабочих мест в зоне комфортной доступности стоит для городов-миллионников, в городах меньшего размера доступность уже имеющихся рабочих мест и вновь создаваемых, как правило, выше.

Концепция же 15-минутного города призвана не столько снизить нагрузки на транспорт, в том числе общественный, сколько дать жителям право выбора: работать рядом с домом в пешей доступности или в зоне комфортной транспортной доступности. При этом всегда найдутся люди, готовые для интересной или высокооплачиваемой работы жертвовать личным временем, тратя его на дорогу.

Многие европейцы и американцы при смене работы одновременно меняют и место жительства. Россияне очень привязаны к своему жилищу, поэтому обычно могут ради работы поменять город, но редко место жительства, за исключением тех, кто не имеет постоянного жилья. Возможно, с появлением новых форматов жилья (арендное жилье, коливинги и прочее) мобильность россиян повысится и они перестанут быть привязаны к одной локации. Пока такого нет.

В заключение нужно подчеркнуть, что каждый из опрошенных экспертов отмечал: ни один город не развивается в соответствии с идеально выверенной концепцией. Сколько бы девелоперы, урбанисты, городские власти и сами жители не планировали, город всегда выходит за рамки этих планов и развивается по-своему. Поэтому не нужно расстраиваться, если вы живете и не видите вокруг себя полного соответствия полюбившейся концепции – это означает только то, что реальная жизнь в очередной раз "перехитрила" все планы.