В ФРГ проходит суд над криптомошенниками. Но главную обвиняемую найти не удалось

«Нашла слабые места нашего общества и ударила по ним»: в Германии впервые в истории страны судят криптомошенников. Об этом пишет Deutsche Welle. Главная фигурантка дела — создательница цифровой валюты OneCoin Ружа Игнатова. Причем, ее самой нет на скамье подсудимых. Игнатову объявили в международный розыск еще в 2017 году, с тех пор она успешно скрывается. Судят помощников мошенницы — супружескую пару, через которую проходили платежи, и юриста. Он подписывал за свою начальницу документы. Кто такая Ружа Игнатова и как ей удалось обмануть покупателей своей валюты на миллиарды евро?

В ФРГ проходит суд над криптомошенниками. Но главную обвиняемую найти не удалось
© BFM.RU

Уроженка Болгарии Ружа Игнатова иммигрировала в Германию еще в детстве. Там же она закончила школу. Затем поехала учиться юриспруденции в Оксфорд, следом защитила докторскую диссертацию по частному праву в одном из немецких университетов. Пошла работать в известную консалтинговую компанию McKinsey. На этом ее легальная карьера закончилась. В 2014 году Игнатова основала стартап, существующий по принципу сетевого маркетинга. Вкладчики по всему миру — от Великобритании до Уганды — покупали криптовалюту OneCoin, а вместе с этим некую инструкцию по тому, как на ней заработать. Стоимость таких обучающих пакетов доходила до 118 тысяч евро. Чтобы отбить образовательные курсы, покупатели уговаривали своих друзей тоже стать частью проекта и получали за это хорошие проценты. Была не против Ружа и лично встретиться с инвесторами — запись ее выступления на лондонской арене «Уэмбли» до сих пор висит на Youtube. В итоге финансовая пирамида разрослась до внушительных размеров. К 2017 году сумма вложений, по разным оценкам, составила от 4 до 15 миллиардов евро. Обман вскрылся, как только доверчивые вкладчики захотели свои деньги обратно. На этом моменте «криптокоролевы» и след простыл. Появился слух, что она сделала себе пластическую операцию, и поэтому поиски по ордеру ФБР не увенчались успехом. Зато задержали ее младшего брата-сообщника Константина. Он признал свою вину и рассказал о подробностях мошеннической схемы. Стало понятно, что OneCoin не имеет никакого отношения к криптовалюте — ее даже нельзя майнить. Кроме того, в основе платформы не было прозрачной технологии блокчейн, поэтому вся база контактов хранилась только у администраторов. Похожая история была и в России. Казанская компания под названием Finiko с 2019 года по 2021 обманывала своих вкладчиков, обещая им легкий заработок. Те должны были всего лишь передать конторе свои деньги, а дальше псевдопрофессионалы распоряжались ими по своему усмотрению. Перед тем, как схлопнуться, несколько руководителей Finiko перевели все вложенные средства в крипту и перестали выходить на связь. Многие вкладчики не понимают суть работы криптобирж, поэтому их легко обмануть. Комментирует сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox Владимир Смеркис:

Владимир Смеркис сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox «Часто мошенники очень незатейливо привязывают криптоволюту к своим проектам и на этом пытаются показать, что они имеют какое-то отношение к тому росту всей индустрии, которая происходит, и незадачливых людей втягивают в такие пирамидальные схемы. Это сильно муссируется в СМИ, люди начинают делать налоги с криптовалютами и классическими блокчейн технологическими проектами. Сложнее становится нанимать людей, сложнее становится привлекать инвестиции в правильные, справедливые и честные криптовалютные проекты».

На Ружу в Германии заведено уголовное дело о мошенничестве с криптовалютами. Претензии к Игнатовой имеют и американские власти. За отмывание денег, махинации с ценными бумагами и электронное жульничество ей грозит до 25 лишения свободы. Впрочем, даже если «криптокоролева» и окажется за решеткой, вместо нее на «Уэмбли» будет выступать кто-нибудь другой. Продолжит партнер юридической компании Taxology Михаил Успенский:

Михаил Успенский партнер юридической компании Taxology «Как правило, судебные органы выносят запрет на осуществление той или иной деятельности в отношении фаундеров. Если каждый из них получит какой-то запрет на осуществление аналогичной деятельности, то можно, как минимум, убрать команды. Но технология организации такого рода схем, ну и та же самая технология блокчейна или любая другая технология может использоваться совершенно иными лицами, которые формально никак не связан с предыдущей командой. Это всегда некая такая игра наперегонки».

Ружа и не думает останавливаться, подчеркивает Deutsche Welle, после краха компания OneCoin превратилась в OneLife. И несмотря на сильно подпорченную репутацию площадки, в мире все еще остаются десятки тысяч вкладчиков, которые верят в многообещающую монету. Поскольку в европейском и североамериканском регионе количество новых участников проекта начало падать, сетевики сосредоточились на странах Латинской Америки и Африки. Туда, где еще не знают, кто такая Ружа Игнатова.