В умном городе люди живут дольше. Цифровые технологии в городской среде
В умном городе люди живут дольше. Цифровые технологии в городской среде
В последние несколько месяцев не сходит с повестки дня идея построения новых городов на территории России. Неожиданное и одновременно заманчивое предложение, особенно на фоне действующей концепции «Умный город», в реализации которой участвуют компании, представляющие естественные монополии. Конференцию с одноименным названием провел недавно холдинг «Швабе». Ее участники представляли перспективные решения, делились опытом их внедрения, рассказывали о трудностях реализации концепции «Умный город» и предлагали варианты их преодоления.
Территория непрерывных улучшений
Компания «Русатом инфраструктурные решения» представила проект «Умный город», реализуемый с 2018 г. в Сарове на базе отечественной платформы. Решение объединяет десятки функциональных модулей, предназначенных для различных групп пользователей. Городская администрация выступила инициатором проекта, который преследует несколько целей: создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере госуправления, оказание госуслуг гражданам и бизнесу.
В состав решения входит более 60 модулей по таким направлениям, как городское управление, инфраструктура, ЖКХ, общественная безопасность, социально-культурная сфера, городские территории, общественный транспорт и бизнес. Особенностью решения, по утверждению его разработчиков, является применение методологии «Бережливый умный город» (Lean smart city), которая предусматривает непрерывные улучшения на основе современных цифровых инструментов сбора и анализа данных. Основу технологии составляют подходы, воплощенные в производственной системе «Росатома».
В прошлом году на базе платформы был создан ряд сервисов, например, «АРМ-ситименеджер» (информационная панель главы города) с возможностью отслеживания динамики изменения выбранных показателей, маркетплейс для оплаты услуг муниципальных учреждений, автоматизированная система управления дорожным движением, сервис обеспечения мобильности для граждан с ограниченными возможностями.
Использование платформы обеспечило ряд качественных и количественных эффектов. В частности, сократились сроки исполнения обращений граждан (с 30 дней в 2016 г. до восьми дней в 2020-м), оперативного реагирования на ЧС (с 30 минут до трех). Наряду с этим снизились трудозатраты (с 64 часов до 1,5 часа – на примере диспетчеров общественного транспорта). Среди качественных эффектов отмечается повышение уровня доверия к власти.
В планах команды разработчиков платформы – создание новых модулей и инструментов, которые позволят дооборудовать пункт управления главы города, обеспечить контроль уровня воды на водных объектах в границах г. Сарова, установить контроллеры светофорных объектов «Умные остановки» и т. д.
Реализованный в Сарове проект занял второе место во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Умный город». По итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте РФ этот опыт рекомендован к изучению для распространения.
Ожидания и отдача
Как справедливо отмечают эксперты, не все эффекты, полученные от внедрения подсистем и модулей, возможно перевести в рубли, подсчитав экономический эффект. Между тем, по признанию разработчиков, первый вопрос, который на этапе презентации платформы задают им в любом муниципалитете, касается окупаемости продукта.
Практика показывает, что набор сервисов, доступных на платформе для городских жителей и служащих муниципалитета, позволяет оптимизировать работу сотрудников городской администрации. Например, процесс выдачи земельного ордера для производства работ на территории города предусматривает процедуру параллельного согласования документа с более чем десятью организациями. Теперь на выполнение процесса муниципальным служащим требуется три дня, а не 35–40. Актуальная информация, поступающая в режиме онлайн на рабочее место главы города, позволяет мгновенно сориентироваться в происходящем на подведомственной территории.
Что касается технологии реализации проекта, то, как рассказал директор направления АО «Русатом инфраструктурные решения» Евгений Шиханов, вначале описываются многочисленные процессы, а затем предлагается конкретное цифровое решение. По словам эксперта, на первом этапе много усилий и времени было потрачено на то, чтобы понять проблематику муниципалитета. В 2021 г. команда разработчиков вышла на уровень, когда управление некоторыми объектами можно поручить искусственному интеллекту, обеспечить возможность принимать решения в зависимости от события, о котором сигнализируют датчики IoT, светофорные объекты и т. д. Не исключено, что в 2022 г. можно будет управлять определенными объектами инфраструктуры на основе алгоритмов.
Эксперт прогнозирует, что искусственный интеллект будет применяться в известных мессенджерах, которые по популярности среди пользователей превзойдут мобильные приложения и веб-порталы.
Стоит отметить, что платформенным решением «Росатома» заинтересовались в трех десятках российских городов, из них 18 – территории присутствия корпорации, а 12 не имеют к ней отношения. В этом году преимущества подсистем «Умного города» смогут оценить жители Железноводска Ставропольского края, Волгодонска, Кызыла.
Межведомственное взаимодействие
При реализации подобных проектов специалистам непросто обеспечить взаимодействие структур различного ведомственного подчинения. Например, на предложение передавать в систему «Умный город» данные о плановом или аварийном отключении электроэнергии, газа или воды снабжающие организации реагируют, как правило, без энтузиазма – к чему дополнительные хлопоты. При выполнении проекта в Сарове разработчики платформы предложили модуль, который на основе датчиков с сетевого оборудования позволяет отслеживать статус наличия электропитания в многоквартирных домах. Снабжающие организации оценили потенциал таких инструментов. На платформе можно взаимовыгодно обмениваться информацией и с другими организациями немуниципального подчинения. Все это мотивирует их передавать свои данные. Постепенно устные договоренности превращаются в регламенты. При этом не стоит недооценивать влияние административного ресурса – глава городской администрации должен быть заинтересован во внедрении ИТ-продуктов, утверждают эксперты.
Проект, реализуемый в Сарове, из разряда пилотных, поэтому многие решения принимались на уровне руководителей города и госкорпорации. Теперь на развитие продукта направляются средства, полученные по результатам конкурса, проводимого Минстроем. В данном случае сработала схема: пилот – обращение за субсидией, получение средств – реализация проекта – развитие продукта. Между тем в России действует программа, позволяющая муниципальному образованию подать заявку на реализацию на своей территории ИТ-проектов в рамках «Умного города». Подобным вариантом успешно воспользовались, например, в Тульской области.
Критерии результативности
Как показала дискуссия на упомянутой конференции, проекты умного города с трудом пробивают себе дорогу. В частности, нет единого мнения относительно критериев результативности выполненных работ. Во главу угла ставятся показатели эффективности внедрения цифровых технологий. В меньшей степени анализируются выгода и польза, получаемая городскими жителями. Павел Жданов из Агентства городского развития «Умный город» напомнил, что в Японии, на опыте которой изучались лучшие практики в этом направлении, важнейшим показателем является продолжительность жизни горожан. Если она меньше 80 лет, у города нет права называться умным.
Платформы, внедряемые в Сарове, других российских городах (численностью до 100 тыс. человек), служат базовыми информационными площадками. Их можно брать за основу и тиражировать, полагают эксперты. Создание умных цифровых городов поможет диверсифицировать промышленные предприятия. В то же время проекты внедрения технологий, создания ИТ-систем преследует цели, которые преимущественно связаны с обеспечением учета и контроля. Пора двигаться дальше. Одним из критериев построения цифрового умного и одновременно мудрого города может стать снижение углеродного следа.
В нашей стране реализуются подобные проекты, предусматривающие, например, внедрение систем управления потреблением энергоресурсов. Особое внимание следует уделять культуре потребления в целом. Как показало исследование, проведенное Агентством городского развития, москвичи используют лишь 20% продуктов, покупаемых в супермаркете, жители Лондона – 62%.
Командная задача
Для изменения ситуации в масштабах страны в регионах должны быть команды, готовые взяться за реализацию проектов по созданию цифровых городов, которые отличаются умной средой и эффективным управлением. В состав этих команд должны входить люди, имеющие соответствующую подготовку, разделяющие общие ценности, владеющие современными методиками реализации проектов, готовые к изменениям и преобразованиям.
При организации работ в данном направлении следует исходить из того, что любая инновационная технология преследует цель повышения качества жизни. От этого зависят два других, не менее важных критерия: средний возраст проживающих на территории и уровень миграции.
Услышанное на заседаниях и в кулуарах конференции наводит на мысль, что пока с большим трудом удается «заставить» российские города «поумнеть». Возможно, получится возвести их с нуля, заложив цифровые умные технологии еще на стадии котлована или как минимум фундамента? Этот вопрос я адресовала экспертам в сфере цифровизации – участникам и других профильных конференций. Все они без исключения были весьма сдержанны в оценках перспектив масштабных градостроительных проектов.
Аргументируя свою точку зрения, представители государственных и коммерческих компаний указывали на то, что необходимость строительства новых городов должна быть продиктована демографическими изменениями. Нынешний вектор этих изменений, особенно в условиях продолжающейся пандемии, оптимизма не внушает.
Эксперты отмечали также важность составления плана развития производительных сил на территории, где планируется закладывать новый город. Сохранение и развитие инфраструктуры российских городов с нереализованным потенциалом – например, наукоградов по типу Сарова, Кольцово, Серпухова, имеющих свою уникальность, – куда более насущная задача. Тратить средства на создание новых поселений – неоправданная затея, если имеющаяся инфраструктура требует наведения «цифрового порядка». И для этого следует обеспечить умное управление территорией. Все остальное у России есть.