Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Деньги от крабов до килей не дошли

Компании, получившие по итогам инвестиционных аукционов крабовые квоты, не выполнили свои обязательства по проработке возможности заключения судостроительных договоров с дальневосточными верфями. У главы ФАР уже претензии к тем компаниям, кто отложил строительство краболовов на несколько лет.

Деньги от крабов до килей не дошли
Фото: Konkurent.ruKonkurent.ru

Видео дня

активно анонсирует второй этап инвестиционной кампании в отрасли. Правда, начавшаяся в 2018 г. реформа по выделению квот под строительство судов и проведенные в ее рамках крабовые торги с инвестиционными обременениями в виде обязательного строительства краболовов пока далеки от финального завершения. Только инвесторы, вложившиеся в строительство береговых предприятий, выполнили свои обязательства, прописанные в соглашениях с государством. На Дальнем Востоке построено и работает 10 современных рыбоперерабатывающих заводов. Что касается строительства флота, в том числе и краболовного, то пока готово всего лишь несколько траулеров.

А ведь победители крабовых аукционов обязаны в течении 5 лет построить в России и сдать в эксплуатацию новые краболовы. Если не построят, то по закону с компаниями будут расторгнуты договоры на право ловить краба в тех объемах, которые они приобрели на аукционах. Несмотря на то, что приобретение лотов обошлось компаниям в миллиарды рублей, компании получили квоты на краба и активно добывают ценный ресурс.

Между тем еще на этапе принятия законодательной базы полпредство на Дальнем Востоке вышло с инициативой строительства судов на дальневосточных верфях. Полпред в ДВФО Юзаявлял, что компании, победившие на аукционах, при реализации инвестиционных проектов в виде строительства судов, должны руководствоваться принципом «где ловим, там и строим» – то есть строить суда в дальневосточном бассейне.

«Крабы добываются здесь. Строительство судов на дальневосточных верфях должно давать работу людям, которые здесь живут и здесь работают, – заявлял Юрий Трунев на совещании по развитию Дальнего Востока. – Это полностью соответствует позиции президента об ускоренном развитии Дальнего Востока. Доставить судно, построенное на верфях европейской части России, долго и дорого».

Принцип «где ловим, там и строим» был выгоден для всего Дальнего Востока, однако против его реализации выступило Фи отдельные крупные компании, которые считали, что на Дальнем Востоке нет судостроительных заводов, способных выполнить заказы на строительство судов.

После бурных дискуссий со стороны участников рынка и государственных ведомств глава Росрыболовства Шестаков выступил с предложением о строительстве пятидесяти процентов краболовов на Дальнем Востоке. Но с выходом постановления правительства оказалось, что и эту норму фактически упразднили. Теперь в нем прописано только одно обязательство для победителя аукциона – направление запроса на дальневосточные верфи. После чего, получив официальный ответ от судостроительного предприятия, заказчики судов имели право отказаться от полученного предложения, но при этом они были обязаны подготовить экономическое обоснование и отправить его в Росрыболоство.

На данный момент все контракты на строительство краболовных судов уже заключены. Всего в Росрыболовство поступило 35 контрактов на строительство судов-краболовов. 15 из этих судов будет построено на дальневосточных верфях: восемь – на Находкинском СРЗ, пять – нафи» и два – на Хабаровском судостроительном заводе. Суда должны быть построены с 2021 по 2025 г. Всего заказы получат восемь судостроительных заводов: три на ДВ и пять в западной части страны. Объем инвестиций, необходимых для строительства 35 краболовов, тянет примерно в 70 млрд руб.

Например, Онежский судостроительно-судоремонтный завод, который получил контракт на семь судов для вылова и перевозки живого краба. Контракт с верфью заключила компания «Русский краб», заказ на еще три краболова-процессора получила Окская судоверфь. Все суда будут работать на Дальнем Востоке, при этом компания не стала размещать ни одного заказа в регионе, ссылаясь на неготовность местных верфей его выполнить.

Заказчик судов обязан построить их до 2024 г. Семь краболовов, которые строятся на Онежском ССЗ, предназначены для вылова и перевозки живого краба (живовозы), три других судна – краболовы-процессоры, оборудованные перерабатывающей фабрикой по производству сыромороженой и варено-мороженой продукции. Оценочная стоимость постройки среднесерийного судна составляет примерно 1,5 млрд руб.

Еще одной компанией, купившей на инвестиционных аукционах четыре лота краба, – ЗАО «Тефида» – заказ на постройку четырех краболовных судов размещен на Окской судоверфи. А ведь получив квоты в дальневосточном бассейне, компании обязаны были обратиться к верфям региона с запросом условий о строительстве судов. Однако некоторые дальневосточные судостроительные предприятия не получили коммерческого предложения.

Так АО «СЗОР» в Амурской области официально подтвердил, что не получал запросов в части определения возможности строительства краболовов на этом предприятии от ЗАО «Тефида», которая выиграла четыре лота по глубоководному крабу.

При этом судостроители из Благовещенской области уточняют, что они готовы были строить суда длинной до 65 метров и спусковым весом до 900 тонн. О своей готовности построить суда для судостроительный завод. На него крабовая компания удосужилась послать запрос, но получив положительный ответ и даже проект договора, представители «Тефиды» отвечать на предложения судостроителей не стали.

Зато стало известно, что в Росрыболовство «Тефида» представила договоры с Окской судоверфью. Согласно контрактам, четыре краболова должны быть построены до конца 2025 г. Вот только есть один нюанс, что судостроители приступят к строительству судов не ранее 2023 г.

Неторопливость «Тефиды» в вопросе строительства настораживает. Компания заплатила за квоты 1,2 млрд руб. и уже почти год ловит краба, при этом инвестировать около 8 млрд руб. в 4 судна не торопится.

То, что регулятора не устраивает схема, при которой квоты на вылов краба закрепляются до того, как победитель аукциона построит и сдаст судно в эксплуатацию, на ВЭФ-2021 заявил глава ФАР Илья Шестаков. По его словам, если государство будет выставлять на аукционы оставшиеся 50% долей квот на вылов краба, то закрепление будет только после того, как краболовы будут сданы в эксплуатацию.

Позиция регулятора вполне объяснима. Целью аукционов было не только наполнение бюджета, но строительство нового флота. Но пока только два краболова официально сдано заказчику, причем краболов «Охотск» сдан судостроительным предприятием из Владивостока, «Восточная верфь».

«Охотск» был заложен в ноябре 2019 г. и стал первым судном такого класса, построенным на дальневосточных верфях за последние десятилетия. Судно сдали на два месяца раньше срока, и это свидетельство того, что дальневосточные предприятия умеют и, самое главное, хотят строить.

Почему крабовые компании решили игнорировать дальневосточников, и как быть с тем, что часть заводов не получили запросы от краболовных компаний? Ответ на этот вопрос должно дать Росрыболоство, ведь компании подали в регулятор экономические обоснования. Однако чиновники Росрыболовства, анализируя ход строительства судов со стороны отдельных компаний, стали понимать, что существуют варианты, когда предприятия за пять лет отобьют все вложения в покупку ресурсов на аукционе, но суда не построят.

«В принципе, никто особо не торопится суда-краболовы строить и сдавать. Идут даже разговоры – и за это выступают некоторые компании – о том, чтобы увеличить срок реализации инвестиционных проектов до семи лет (сейчас это пять лет. – Прим. корр.). По сути дела, за это время можно полностью, если без выполнения инвестиционного обязательства, с прибылью отбить вложения, сделанные в рамках аукционов», – цитирует руководителя Федерального агентства по рыболовству издание «Фишньюс».

Теперь, когда выяснилось, что часть судостроительных заводов даже не запрашивали о возможности строительства на ДВФО, а другие отвергли предложения дальневосточных верфей о том, что они готовы уложиться в пятилетний срок, все предложения об увлечении сроков строительства до семи лет выглядят как попытка обмана государственных органов. На фоне затяоков начала закладки судов Минсельхоз вряд ли будет заинтересован в законодательных поправках, позволяющих увеличить срок строительства еще на двже в дело может вмешаться и прокуратура, которая уже рассматривает заявления о том, что заказчики судов проигнорировали дальневосточные верфи.