Маркировка диктует бизнесу необходимость ускоренной цифровизации
Эксперты озвучили результаты, которых удалось достичь за несколько лет со старта инициативы, и рассказали о планах по подключению новых категорий товаров к системе маркировки. АТОЛ представил данные масштабного исследования, посвященного отношению бизнеса и потребителей к маркировке, а также автоматизации сферы торговли.
В рамках исследования компания АТОЛ провела опрос 1600 потребителей и 500 предпринимателей из всех регионов России. Директор центра компетенций по цифровой экономике и GR АТОЛ Юлия Русинова отметила, что, по данным исследования, 40% российских потребителей за последние два года так или иначе пострадали от нелегальной продукции. При этом около 2/3 потребителей хотят видеть на прилавках магазина только подлинные товары, вне зависимости от категорий. Еще для 1/5 части граждан критична подлинность конкретных категорий товаров: прежде всего, лекарств, молочной продукции и питьевой воды. Юлия Русинова подчеркнула, что главный выгодополучатель при внедрении маркировки – это потребитель, качество жизни которого напрямую зависит от успеха борьбы с нелегальной продукцией.
Кроме того, Ю. Русинова рассказала, что маркировка впервые мотивировала внедрять автоматизацию в таких сегментах бизнеса, которые традиционно не использовали ее: это малый и микробизнес, торгующий маркированными товарами. Благодаря этому практически 3/4 опрошенных предпринимателей, торгующих маркированными товарами, начали использовать электронный документооборот. 47% применяют его только для приема маркированных товаров от своих поставщиков (в то время как обычные товары все еще принимают по бумажным накладным), а 25% уже используют ЭДО для всех типов товаров и полностью отказались от бумажных накладных в пользу цифровизации. И количество таких предпринимателей будет расти: на сегодняшний день не для всех категорий маркированных товаров предприниматели обязаны использовать ЭДО, но постепенно это требование коснется всех (например, для товарной группы «Молоко» необходимость работать по ЭДО наступает 1 сентября 2022 года).
Заместитель директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Олег Тухватуллин подчеркнул, что проект по внедрению маркировки на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся среди всех инициатив, связанных с цифровизацией российской экономики.
«Проект маркировки во многом диктует бизнесу необходимость ускоренной цифровизации и автоматизации. Причем это касается как производителей, которые интегрируются на уровне программного обеспечения производственных линий и отдельного оборудования, так и других участников оборота, например, в части перехода на электронный документооборот и модернизацию собственных учетных систем. Потребители же получают возможность проверки товара прямо в магазине», – пояснил Олег Тухватуллин. Он рассказал, что за 5 лет реализации проекта в систему маркировки вошли уже 10 товарных групп (приняты правила маркировки), в ней зарегистрировано более полумиллиона участников оборота и 30 миллиардов промаркированных товаров.
При этом, по оценкам отраслевых экспертов, уровень незаконного оборота табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке, начал снижаться впервые за шесть лет, а за два года работы системы было закрыто 20 нелегальных предприятий. А если говорить о наиболее важной для потребителей категории товаров – лекарствах, то здесь одним из важных результатов внедрения системы маркировки является возможность для Росздравназдора пресекать попытки нелегальной продажи лекарств, направляемых в больницы и льготные аптеки и предназначенных в том числе для ВИЧ- и онкологических пациентов.
Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов представил данные по использованию приложения «Честный ЗНАК», которое позволяет покупателям проверять подлинность товаров с помощью собственного смартфона прямо на прилавке магазина. На сегодняшний день более 4 млн человек установили это приложение и отсканировали более 58 млн товаров. По данным ЦРПТ, чаще всего потребители проверяют подлинность обуви – с помощь приложения «Честный ЗНАК» было проведено более 24,7 млн проверок. Кроме того, покупатели чаще сканируют коды маркировки на одежде (5,4 млн проверок), сигаретах (3.7 млн), лекарствах (3,5 млн) и автомобильных шинах (2,1 млн).
Реваз Юсупов отметил, что быстрыми темпами увеличивается количество проверок и в категории молочной продукции. В июне к системе маркировки были подключены мороженое и сыры, в сентябре подключаются молочные товары сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря – вся остальная молочная продукция (за исключением фермерских продуктов, которые подпадут под маркировку через год). Продукты из этой категории пользователи приложения еженедельно проверяют 100 тысяч раз. За 4 месяца с момента подключения молочных продуктов к системе маркировке было сделано 1,2 млн проверок таких товаров.
Реваз Юсупов подчеркнул, что для эффективного функционирования системы маркировки важна заинтересованность потребителей. Для этого «Честный ЗНАК» организует различные акции и розыгрыши, стимулируя покупателей как можно чаще использовать приложение. «Мы получаем огромное количество жалоб, которые сразу же передаются в системы контрольно-надзорных органов, в первую очередь, Роспотребнадзор».
Председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов рассказал о результатах экспертиз, изученных ОПИ. Наиболее частые нарушения при проверках подлинности товаров были выявлены в следующих категориях: чай, сладкие и безалкогольные напитки, макаронные изделия, кондитерские изделия, соусы, консервированные овощи и фрукты, рыбные и мясные консервы. Кроме того, особую тревогу вызывает высокий уровень нарушений в таких непродовольственных категориях, как корм для животных, мыло и моющие средства, косметические и парфюмерные средства, машинные масла. Отдельно Олег Павлов отметил проблему низкого качества электроустановочных изделий и кабельной продукции, неисправность которых, по статистике МЧС, особенно часто становится причиной пожаров и человеческих жертв. ОПИ планирует обратиться в Минпромторг и Роспотребназдор для включения перечисленных категорий товаров в систему маркировки.
Кроме того, Олег Павлов заявил, что система маркировки позволит предотвращать дальнейшее распространение некачественных партий товаров в случае нарушений на производстве, так как позволит отслеживать движение каждой единицы из такой партии и вовремя изымать ее из оборота.
«В Ассоциацию компаний розничной торговли входят мультитоварные сети, поэтому мы активно участвуем во всех рабочих группах буквально с первого дня запуска этой инициативы. Нам важно, чтобы наш потребитель получал качественные товары. Кроме того, мы надеемся, что маркировка приведет к снижению административной нагрузки на добросовестных предпринимателей. Потому что на сегодняшний день очень сложно определить, кто фактически запускает нелегальную продукцию в оборот. И пока что чаще всего ответственность приходится нести магазину.
Кроме того, нам очень важно, чтобы малый бизнес – наши поставщики и производители продукции – повышали свою цифровую грамотность. Мы, в свою очередь, тоже работаем над этим и проводим обучающие семинары для малых предприятий. И считаем, что система маркировки позволит малому бизнесу развиваться, внедрять корректный учет, автоматизировать свои процессы и становиться эффективнее», - подчеркнула руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости Ассоциации компаний розничной торговли Анна Орлова.
_____________________
АТОЛ – одна из крупнейших технологических компаний России, предлагающих решения для автоматизации бизнеса в самых разных отраслях экономики, включая розничную торговлю, e-commerce, логистику, транспорт, ЖКХ и пр. В течение 20 лет АТОЛ помогает эффективно вести бизнес организациям любого размера: от небольшой торговой точки до крупных розничных сетей и логистических центров. Созданный компанией сервис облачной фискализации АТОЛ Онлайн на сегодняшний день охватывает 50% рынка электронной торговли в России.