Тонны фруктов, ягод и овощей гниют на китайско-российской границе

Очереди растягиваются на километры, проезда через границу приходится ждать несколько дней. Как ранее уже писала "Российская газета", пункт пропуска не справляется с выросшим потоком машин. На автотранспорт стали переходить грузоотправители из-за выросшей стоимости морской перевозки.

"К вечеру остается примерно 260 полуприцепов на китайской территории. Соответственно на российской стороне территории остаются столько же тягачей. Кроме того, проезда ожидает раза в два больше автопоездов", - говорит руководитель филиала АСМАП по СФО Анатолий Антонов. Через границу везут, в том числе скоропортящуюся продукцию - ягоды, фрукты, чеснок, другие овощи. Из-за простоя продукты портятся, поясняет он. Кроме того, есть и замороженная продукция. В автомобилях закачивается топливо, рефрижераторы не смогут поддерживать нужную температуру, что грозит разморозкой и порчей продукции.

В Федеральной таможенной службе пояснили "РГ", что скопление грузовых автомобилей в пункте пропуска "Забайкальск" связано с усилением китайской стороной антиковидных мероприятий. При этом пункт пропуска в день оформляет более 300 автомобилей в обоих направлениях, хотя рассчитан на 280 автомобилей. Но виноваты и сами водители. "С 23 августа 2021 года склады "ТЛТ-Забайкальск" переданы из региона деятельности таможенного поста МАПП Забайкальск в регион деятельности Забайкальского таможенного поста. Теперь для того, чтобы ввезти товар из Китая на территорию России, необходимо заявить таможенную процедуру таможенного транзита, которая требует соблюдения определенных условий", - отмечают в ФТС. Об изменениях Читинская таможня неоднократно информировала перевозчиков и собственников грузов. Выполнение условий, при которых товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, позволит сократить сроки таможенных операций. "Это сократит количество транспортных средств в пункте пропуска МАПП Забайкальск и увеличит его пропускную способность", - указывают в ФТС.

Проезд автомобилей происходит по спискам. Китайская сторона составляет списки на 130 фур, но российская таможня в состоянии пропустить не более 100 автомобилей в день, говорит Антонов. В результате возникает пробка. К тому же периодически нарушается очередь. Отдельные перевозчики, пользуясь близостью к местной власти, стараются пройти таможню вне очереди.

Сейчас ситуация немного улучшилась после того, как ГИБДД ввела дежурства на границе. Сотрудники инспекции наблюдают за порядком и запускают автомобили по спискам, составленным китайской стороной, замечают в АСМАП. Но проблема все равно остается. Дальнобойщики надеются, что с 1 октября пункт пропуска перейдет на круглосуточный режим работы, и тогда очередь из автомобилей начнет сокращаться.