Не вандализм, а искусство: как согласовать граффити в городе

Художественно оформленные фасады домов, тематически разрисованные стены ресторанов и кафе, красиво украшенные рисунками хозяйственные здания – житель современного мегаполиса уже давно воспринимает все это не как акт вандализма, а как красочную составляющую эстетического облика города. С течением времени уличное искусство получает все большее распространение в урбанистике. Тем не менее, популярность этого движения вовсе не означает, что любой желающий имеет право разрисовать стену своего дома, а потом возмущаться, что его рисунок закрасили коммунальщики. В Москве нанесение граффити четко регламентируется. Сайт "РИА Недвижимость" узнал у экспертов комплекса городского хозяйства Москвы, как адептам уличного искусства выйти на официальное сотрудничество со столичными ведомствами и рисовать без опасения получить административный штраф за испорченный фасад здания.

Красочная культура

В современном мире граффити украшают множество зданий практически в каждом большом городе. Некоторые становятся настоящими достопримечательностями, как сохранившиеся части Берлинской стены, а уличные художники – культовыми личностями, как неуловимый Бэнкси.

Своя граффити-культура успешно существует и развивается в Москве. Красочные примеры уличного искусства можно увидеть как в центре города (изображение Минина и Пожарского на Волхонке, Майи Плисецкой на Большой Дмитровке), так и на его окраинах. В частности, с 2007 года в столице существует целый "район граффити" между Шушинской, Изумрудной, Минусинской улицами и Янтарным проездом, в создании которого приняли участие российские и зарубежные художники.

При этом важно понимать, что масштабные полотна на фасадах жилых и коммерческих зданий в столице, а особенно на объектах культурного наследия появляются не просто так и не силами первых встречных. Каждый образец крупного стрит-арта в Москве – результат сотрудничества художников и городских властей в рамках разнообразных городских программ и инициатив, при которых тщательнейшим образом отбираются как сами исполнители, так и эскизы их будущих работ.

Прежде чем ничем не примечательная стена многоквартирного дома станет холстом для творчества, и граффитисту, и властям, и даже жителям "панельки" в целях соблюдения прав собственников зданий и квартир необходимо пройти процесс регламентированного согласования.

Не все то граффити, что рисуют

Далеко не каждый рисунок, каким бы красивым и профессионально исполненным он ни был, имеет право на жизнь в большом городе. Нанесение граффити, надписей, нарисованных и даже наклеенных изображений на фасады многоквартирных домов и нежилых зданий и других построек в Москве, в том числе являющихся объектами культурного наследия, регламентируется в соответствии с 877 постановлением столичного правительства с середины 2019 года. Согласно документу, рисунки, украшающие город, могут быть посвящены пяти основным тематикам:

Постановление определяет и запрещенные к нанесению тематики изображений. Так, поясняют в департаменте жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Москвы, на городских зданиях запрещено изображать рекламу, демонстрировать курение и употребление алкоголя, призывать к противоправным действиям и рисовать граффити, порочащие честь и достоинство людей.

Говоря по-простому, если художник под покровом ночи пишет на доме (будь то объект культурного наследия или обычная многоэтажка) свой уличный псевдоним или рисует курящую гусеницу из "Алисы в Стране чудес", владельцы здания или управляющая компания будут обязаны удалить его в десятидневный срок с момента выдачи предписания со стороны контролирующих органов. Так они поступят в полном соответствии с законом и интересами прав собственников здания, на которое нанесен рисунок. А в случае установления факта административного нарушения и личности горе-художника последнему грозит еще и штраф.

Тем не менее, в городе с годами появляются возможности легально и открыто вносить свою лепту в художественное оформление столицы и приобретать известность с помощью масштабных тематических полотен.

Городские власти нередко привлекают художников в рамках программ по благоустройству и обновлению общественных пространств и разноформатных акций. Например, АО "Объединенная энергетическая компания", отвечающая за эксплуатацию сетей наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки Москвы, не первый год сотрудничает с граффитистами. Художники оформляют здания трансформаторных подстанций, принадлежащих компании, тем самым превращая их из унылых серых коробок в яркие и интересные объекты.

"Трансформаторные подстанции традиционно располагаются в жилых дворах, на территориях общественных учреждений, недалеко от пеших зон – то есть хорошо видны большому количеству горожан. Но поскольку это сооружения технического назначения, они выполнены по типовым проектам и не отличаются изысканной архитектурой. Граффити-оформление позволяет сделать такие объекты красивыми и оригинальными. Это повышает привлекательность не только конкретного строения, но и всего района", – отмечают в ОЭК.

К тому же, добавляют в компании, официальное граффити-оформление помогает предупредить акты вандализма на украшенных сооружениях. По статистике ОЭК, доля испорченных уличных картин на трансформаторных подстанциях сейчас составляет меньше одного процента.

"В сообществе художников просто непростительно испортить чужую работу. Если и появляются какие-то надписи или рисунки, то чаще всего они носят рекламных характер, и специалисты оперативно их устраняют", – прокомментировали эксперты компании.

Стрит-арт также становится эффективным инструментом для привлечения внимания горожан к общественно-социальным проблемам – например, к вопросам экологии. В частности, в Москве с 2020 года проводится фестиваль "Кусково Green Fest" на территории одноименного музея-усадьбы, в рамках которого специалисты эколого-просветительского центра сотрудничают с граффитистами столицы и даже устанавливают рекорды.

"Сама идея родилась в стенах нашего эко-центра, мы подумали: как еще донести до людей важность эколого-просветительской деятельности, как не через такое яркое и живое искусство стрит-арта? Разработали идею и в рамках конкурса "Сделай арт за спасение климата", организовали для волонтеров роспись стен. Сначала искали художников по знакомым, в социальных сетях, в командах и объединениях художников, предлагали им стены и все необходимые материалы, затем отбирали эскизы тех, кто заинтересовался предложением. А уже в этом году мы создали самое большое эко-граффити в России благодаря усилиям более 200 художников-волонтеров", – рассказывает руководитель эколого-просветительского центра "Кусково" Роман Бариев.

По его словам, стрит-арт уже давно не стоит воспринимать как вандализм, особенно в отношении картин, которые выглядят достойным украшением города и служат для привлечения внимания горожан к чему-то важному, прекрасному или актуальному. Достойное уличное искусство добавляет ярких красок к облику города, а у художников появляются площадки для реализации собственного потенциала.

"Такие акции, как у нас – хорошая база для граффитистов, которые стремятся начать свой путь в сфере стрит-арта, а для опытных специалистов с именем – возможность сделать что-то не под заказ, а для души", – заключает Бариев.

Сложно, но можно

Если в художественных акциях просветительских центров и частных организаций может принять участие практически любой граффитист (при условии таланта и соответствия эскиза установленным критериям), то с общегородскими программами по украшению зданий все немного сложнее. Масштабные рисунки на фасадах и торцах столичных домов появляются не за один день и не просто так. Как правило, говорит руководитель проектов "Украсим город!" Филипп Гаврилов, создание граффити на таких объектах закладывается в часть контракта по благоустройству или художественному оформлению – соответственно, потенциальный исполнитель и его работа обязаны отвечать требованиям заказчика.

"Простой художник, не имея статуса индивидуального предпринимателя или не являясь юридическим лицом, вряд ли сможет стать генеральным подрядчиком и выиграть такой контракт. Заказчик заинтересован в том, чтобы такую работу выполнила квалифицированная компания, которая способна реализовать идею и удовлетворить все потребности, поэтому граффитисту с улицы будет крайне тяжело "попасть" под все критерии", - отмечает Гаврилов.

Впрочем, добавляет эксперт, шанс стать частью крупного проекта у уличного художника все-таки есть. Его, например, может нанять сам генподрядчик для выполнения отдельной части работы. Другой вариант – граффитист сам присоединяется к крупной команде или проекту, выигравшему госзаказ, и вносит свою лепту в оформление города.

"Художнику важно уметь себя подавать. Если он обнаруживает, что, например, мы заключили контракт с ОЭК на оформление трансформаторных подстанций, он может связаться с нами, предоставить портфолио, попросить вовлечь его в проект. Мы рассмотрим кандидатуру, и если договоримся, то будем работать вместе. Как правило, художников в разы больше, чем заказов, поэтому предложения очень быстро находят своих исполнителей", – говорит Гаврилов.

Все сам

Для по-настоящему упорных граффитистов есть и третий вариант, как оставить свой художественный след на одном из столичных зданий, но для этого придется собрать немалый пакет документов и не раз пообщаться с собственниками здания или жителями многоквартирного дома.

Как уже было сказано выше, для начала художник должен определиться с местом и эскизом будущего рисунка, который должен соответствовать одной из одобренных тематик. После – получить согласие собственников нежилого дома или одобрение более 50% собственников жилого здания, а для этого необходимо организовать общее собрание, которое зачастую невозможно провести без помощи районных управ. Кроме того, понадобится техническое заключение о состоянии стены, на которую планируется наносить изображение, гарантирующее качество изображения в течение длительного времени, и дизайн-проект граффити с фотографиями фасада или торца и фотомонтажом, отражающим, как объект будет выглядеть по завершении работ. В пакет документов также входят паспорт граффитиста, соответствующее заявление и пояснительная записка с адресом объекта, параметрами рисунка и способами его нанесения.

"Такой же пакет документов нужно собрать и тем, кто согласовывает уже существующее граффити. Однако вместо фотографий потенциального нанесения рисунка необходимо предоставить фото граффити на фасаде. Дальнейшее согласование для новых и уже нарисованных изображений не отличается", – прокомментировали в департаменте ЖКХ Москвы.

Собранные документы (бумажные носители и их отсканированные копии на электронном носителе) необходимо отнести в службу одного окна департамента ЖКХ и ждать решения о согласовании, которое принимает межведомственная комиссия по вопросам нанесения изображений в Москве. Если идею художника одобряют и с документами все в порядке, граффитиста допускают к работе. При этом, отмечают в ведомстве, нарисовать изображение на здании можно только в определенный период – с 1 апреля по 1 ноября и при температуре не ниже 10 градусов тепла.

"Срок нанесения изображения зависит от его размера. На рисунок до 500 квадратных метров дается одна неделя, до тысячи квадратов – две, более тысячи – три. Затем художник должен направить уведомление о завершении работ в департамент ЖКХ", – отметили в ведомстве.

Приемку готового рисунка осуществляют представители департамента, префектуры округа, комитета по архитектуре и градостроительству Москвы и других ведомств в присутствии автора изображения. Если комиссия выносит замечания, на их устранение граффитисту дается дополнительные 10 дней. Если правок на завершающей стадии работы нет, художник может быть спокоен – его творение останется неизменным и войдет в число легальных образцов городского уличного искусства.