Столичные подростки зарабатывают самостоятельно

По данным крупной компании по поиску вакансий, на рынок труда этим летом вышли 146 тысяч подростков. Из них — 24 тысячи москвичей.

Столичные подростки зарабатывают самостоятельно
© Вечерняя Москва

На самом деле, как считают эксперты, это лишь вершина айсберга. Во-первых, не все подростки устраивались через этот портал. Во-вторых, многие работали неофициально, без оформления трудового соглашения.

— Несовершеннолетнего сотрудника надо учить, опекать, контролировать, его сложнее оформить в кадрах, — перечисляет руководитель исследовательского центра портала по поиску работы Наталья Голованова. — Плюс он по закону не может выполнять многие виды работ. Поэтому таких сотрудников чаще других готовы брать крупные компании.

Чаще всего, по статистике, ребятам 14–17 лет удавалось устроиться в компании из IT-сферы. Оказывается, каждая седьмая из них заинтересована в совсем молодых специалистах.

— Это неудивительно. Спрос на айтишников настолько высок, что сегодня могут найти работу даже молодые люди совсем без образования, самоучки, — пояснил независимый HR-эксперт Зулия Лоикова.

На втором по популярности у подростков месте компании, оказывающие услуги. Чаще всего ребята выбирают специальности промоутера-распространителя или промоутера-консультанта, оператора call-центра, курьера, расклейщика объявлений, вечернего администратора — то есть все виды работы с неполной занятостью на несколько часов в день, для которых не нужны какие-либо профессиональные навыки.

Кстати, серьезным работодателем в этом году стала и столичная мэрия. Центр занятости «Моя карьера» организовал для более чем тысячи подростков стажировки в 435 организациях. Среди них — центры госуслуг «Мои документы», районные управы, центры досуга и спорта, библиотеки, инженерные службы, издательства. Так, 15-летний Андрей Крутиков месяц проработал в филиале «Москворечье-Сабурово» территориального центра социального обслуживания «Царицынский».

— С 9 до 13 часов я обзванивал пенсионеров и рассказывал им о проекте «Московское долголетие». Знакомил с программами, которые предлагает ТЦСО, — рассказывает Андрей. — А еще я выполнял административную работу: разбирал папки с анкетами посетителей ТЦСО, раскладывал их в алфавитном порядке.

По данным крупной рекрутинговой компании, московские школьники зарабатывали за лето в среднем от 30 до 90 тысяч рублей.

— То, что дети идут работать, — это очень хорошая тенденция, — убежден кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Дело в том, что уже много лет существует обратная тенденция — инфантилизация молодых людей. Родители вплоть до окончания вуза твердят: «Успеешь еще наработаться!» И молодой человек только в 22–23 года получает первую зарплату. До этого времени он живет за счет родителей и даже подарки девушкам покупает на их средства. Он не знает цены деньгам, не умеет их разумно тратить и очень поздно социализируется.

По словам эксперта, основных причин того, что подростки пошли трудиться, две:

— Главная — это, конечно, московский рынок труда. У нас более семи миллионов рабочих мест и найти работу, по сути, могут практически все — даже люди с минимальной квалификацией, — рассуждает Караев. — Вторая причина — рост «хотелок».

Нынешние подростки выросли в условиях потребительского бума, у них довольно высокие запросы. Любые кроссовки они не наденут и любой телефон в руки не возьмут. Все эти аксессуары требуют немалых денег, а уровень доходов большинства родителей, как правило, снижается. Ну вот детям и советуют пойти поработать. Кстати, в экономически развитых странах это, как правило, обычное дело. Сын миллионера, развозящий пиццу, воспринимается нормально. Пусть и у нас так будет.