Почему патентное ведомство должно стать площадкой апробации новой модели государственных услуг

К 2030 году наша страна должна войти в пятерку ведущих стран мира по удельному весу в общем числе патентных заявок на изобретения в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, а инвестиции в объекты интеллектуальной собственности (в общем объеме инвестиций в основные фонды в РФ) должны вырасти до 5 процентов. Эти и многие другие показатели закреплены в рамках государственной̆ программы "Научно-технологическое развитие Российской̆ Федерации". Однако в текущих реалиях данные показатели могут быть не достигнуты в силу "закостенелости" их ключевого проводника – Роспатента. Проблемы правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения хорошо известны как исследовательскому, так и деловому сообществу: удовлетворение "мусорных" заявок, отток заявителей в другие юрисдикции, разрозненность цифровых сервисов, изоляция от реальных рыночных процессов. Попробуем сформулировать, каким видится выход из кризисной ситуации, какие у ведомства есть препятствия для хорошей работы и какие потенциальные возможности и перспективы. Экспертиза Главная причина снижения качества экспертизы Роспатента – осуществление деятельности по устаревшим нормативно-правовым нормам, не адаптированным к современному взрывному росту применения научных разработок и свободного изобретательства во всех секторах экономики. Вследствие этой логики основным показателем эффективности Роспатента стали статистические данные о проведенных регистрациях, или, точнее, оказанных государственных услугах, а попросту говоря – погоня за статистикой. Ведомство пытается удовлетворить чуть ли не каждую заявку, поступающую на рассмотрение. В итоге экономическое сообщество имеет дело с массой "мусорных" патентов, зарегистрированных для галочки, для диссертации или под административным принуждением, как это зачастую происходит в науке. Чтобы решить эту проблему, необходимо приступить к формированию сети профессиональных экспертных организаций. Вместо найма новых специалистов Роспатенту крайне важно "вырастить" профессиональные структуры, располагающие компетенциями в узких, но перспективных сферах, таких как IT и машинное обучение, фармацевтика и биотехнологии, химия и промышленный дизайн. Эти отрасли развиваются в ускоряющемся темпе. Только рынок искусственного интеллекта в мире вырос с 0,7 млрд долларов в 2013-м до 13,4 млрд в 2017-м и, по прогнозам, составит 52,5 млрд долларов в 2022-м. России необходимо сделать все возможное, чтобы поддержать и развить у себя этот тренд. Экспертным организациям, специализирующимся в передовых технологиях, целесообразно содействовать в экспорте, воспользовавшись статусом Роспатента как международного поискового органа. Пока у нас спрос на поиск и экспертизу не так велик, а вот за рубежом такие услуги очень востребованы, да и правительственной стратегии экспорта услуг такой подход соответствует. Цифровизация Другая проблема – в старательной имитации цифровизации. Государство ожидает от министерств и ведомств интеграции сервисов, бесшовных решений. Роспатент же энергично плодит все новые и новые сущности, создав уже 11 государственных информационных систем. Даже система внутреннего документооборота Роспатента объявлена государственной. Нарушена сама логика изменений, прописанная и в документах Минцифры. Государство нуждается в тесном и гладком взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и информационных систем – участников рынка, интеграции разрозненных систем в удобные суперсервисы, которыми бы пользовались как юридические лица – крупные предприятия и организации, так и частные лица – изобретатели и ученые. Роспатент же делает нечто прямо противоположное. Необходимо оценить препятствия, которые мешают сделать один хороший публичный депозитарий и один хороший поиск на основе искусственного интеллекта и машинного обучения и устранить их. Необходимость подобной унификации закреплена в решениях президента о выработке совместно с представителями бизнеса стандартов оборота интеллектуальной собственности. При участии недавно созданного по Указу Президента Российской Федерации "Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности" вполне можно утвердить стандарты оборота тех охраняемых объектов, которые находятся в ведении Роспатента. Принципиально важно создать адаптивный механизм изменения нормативной базы для адекватного реагирования на развитие сферы применения интеллектуальной собственности в науке и промышленности. Необходимо идти дальше и разрешить использование специальных объектов в патентных заявках, как произошло с 3D-моделями: например, добавить туда химические формулы и рецептуры, описание алгоритмов на комфортном для разработчиков ПО-языке. Тогда эти наработки можно попытаться сделать международными, предложив их Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Это сейчас "носится в воздухе", и тот, кто сделает такой шаг первым, сможет воспользоваться преимуществами "мягкого вхождения в рынок", когда сначала экспортируется стандарт, а потом сам интеллектуальный продукт. Взаимодействие с рынком и государством Но вернемся к внутреннему рынку. В грамотном обороте интеллектуальных прав нуждаются самые разные ведомства и организации – органы исполнительной власти, научно-исследовательские и опытно-конструкторские коллективы, государственные корпорации и организации высшей школы. Может ли Роспатент удовлетворить этот запрос? Вопрос риторический. Рядовой пример: с 2015 года Роспатент так и не научился отдавать сведения о результатах научных и опытных работ, получивших патентную охрану, в Единую государственную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно–конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ НИОКТР), оператором которой выступает Минобрнауки. Ученые заносят туда сведения сами, вручную перепечатывая их с бумажных патентов. Эту проблему можно легко решить, доставляя сведения ЕГИСУ НИОКТР через общественно-государственный блокчейн. Научным организациям будет достаточно зафиксировать в ЕГИСУ все результаты НИОКТР, а патентному ведомству отметить те, которые получили патентную охрану. Помимо прочего, так будет проще заключать электронные сделки. Без понятного автоматического обмена данными о современных подходах о работе с bigdata не может быть и речи. Роспатент пока что передает данные только о программах для ЭВМ и товарных знаках блокчейн-инфраструктуре транзакций с интеллектуальными правами в сеть IPChain, а информацией о патентах делится лишь с "Яндексом". Но подобный дуализм явно не является системным решением. Сегодня информацию о российских изобретениях, пригодную для машинной обработки, проще купить у западных поставщиков, что выглядит очень странно. Покончить с этой абсурдной ситуацией можно будет лишь тогда, когда Роспатент будет содействовать созданию базы знаний, где информация будет связана перекрестными ссылками. Это поможет находить все цепочки развития технических решений, что важно для исследователей и бизнеса. Заниматься созданием такой инфраструктуры должны российские разработчики, обладающие признанными в мире технологиями искусственного интеллекта на основе открытых лицензий. К счастью, таких специалистов у нас много. Роспатент может оказывать позитивное воздействие на развитие российского высокотехнологичного рынка, но иррелевантную "ведомственную" логику должна сменить логика государственного обслуживания. Сегодня ведомство предоставляет 26 услуг – от экспертизы новизны и изобретательского уровня до регистрации товарных знаков и депонирования компьютерных программ. Ими пользуются более 250 тысяч клиентов в год. Давайте посмотрим на структуру этих запросов. От 10 до 20 процентов обращений составляют запросы физических лиц – изобретателей, дизайнеров. 80–85 процентов – бизнес: от индивидуальных предпринимателей до государственных корпораций. В оставшихся пяти процентах скрывается важная категория заказчиков – федеральные органы исполнительной власти. Основное количество их обращений (70%) связаны с военными разработками, регистрировать которые обязывает закон. То есть государственная система де-факто не используется самим государством. Но ограничены в своем деле не только госорганы, страдает и бизнес. Предприниматели, управляющие результатами своей интеллектуальной деятельности и монетизирующие их, не могут в автоматическом режиме обмениваться данными с Роспатентом. В России есть успешный пример разработки бесшовной системы для обмена информацией между компаниями и ведомством – это налоговый мониторинг ФНС, приносящий в казну миллиарды рублей. Похожего эффекта можно ожидать и в нашем случае. Роспатент как сервис Роспатент имеет все шансы стать удобной площадкой для простого и понятного взаимодействия с гражданами, компаниями и органами власти. Для этого ведомству жизненно необходимо стать клиентоцентричным. Чтобы это произошло, государством и бизнесом – совместно – было предпринято несколько важных шагов. Закон о цифровых правах позволяет заключать письменные сделки в цифровой среде. Аутсорсинг патентной экспертизы ставит вопрос избыточности громоздкого Федерального института промышленной собственности в ранге подведомственного учреждения. Наконец, недавно появившийся общественно-государственный оператор инфраструктуры обмена сведениями об объектах интеллектуальной собственности размывает монополию Роспатента на ведение реестров и регистрацию сведений. В условиях децентрализации патентной экспертизы и широкого использования блокчейна для регистрации сделок с интеллектуальными правами мы могли бы говорить о декомпозиции властной функции Роспатента. По сути его полномочия как одного из узлов распределенного реестра свелись бы к подтверждению данных об охраняемых объектах, требующих государственной регистрации. На смену бюрократической инерции пришла бы технологическая рациональность. А без контрольно-надзорных функций и принуждений, диктуемых внутренней волюнтаристской логикой, Роспатент станет комфортнее для своих клиентов. Принципы открытости, прозрачности и предсказуемости сделают доброе дело и увеличат объем запатентованных объектов. Как только полномочия Роспатента сведутся к верификации права и сертификации сделки с ним, развитие государственных сервисов для бизнеса выйдет на первый план, станет ключевой задачей обновленной государственной инстанции. Вопрос лишь в том, должен ли Роспатент остаться именно федеральной службой или для реализации новых задач подошла бы новая форма, например публично-правовой компании.

Почему патентное ведомство должно стать площадкой апробации новой модели государственных услуг
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости