Реакция бизнеса на ковидные выходные: от жесткой критики до полной поддержки
Потери бизнеса от затяжных выходных оцениваются в 4 миллиарда рублей в сутки, потери экономики России – в 60 миллиардов рублей. Осознавая последствия, государство поспешило разработать меры поддержки малого и среднего бизнеса.
Среди них – единовременные выплаты грантов в объеме одного минимального размера оплаты труда (МРОТ, около 12800 рублей) на одного сотрудника. Реализация предложения потребует почти 40 миллиардов рублей. Также предполагается предоставление бизнесу дешевых кредитов с большой рассрочкой.
Свое мнение о вынужденных ограничениях и мерах поддержки высказали представители новосибирского бизнеса.
Александр ЛАДАН – директор компании по производству упаковки и пакетов «Нео-Пак»
Мы относимся к новым ограничениям как к данности. Производство упаковки входит в цепочку производства продуктов питания, поэтому «Нео-Пак» продолжает работать без выходных в режиме 24/7.
Очевидно, что вирус пришел надолго, нам всем теперь с этим жить, и необходимо приспосабливаться. В моем близком кругу тяжело переболели несколько друзей. Болели и сотрудники, что тоже доставило немало проблем. И все теперь поддерживают вакцинирование.
Сам я, как математик, все-таки доверяю статистике. Сейчас на «Нео-Пак» мы делаем все от нас зависящее, чтобы сотрудники ставили прививку. Например, в сентябре устраивали специальный поощрительный розыгрыш для вакцинированных.
Поскольку мы работаем, то под программу господдержки не подпадаем. Но наличие такой программы я считаю хорошим знаком. Власти действуют на перспективу и хотя бы частично покрывают потери не «крупняка», а именно малого и среднего бизнеса.
Ольга ПУЧКОВА – основатель и руководитель мастерской по ремонту и реставрации изделий из натуральной кожи премиум-класса «К4»
Мое предприятие работает на рынке бытовых услуг уже более пяти лет. И так называемые «нерабочие дни с сохранением заработной платы» – это полный абсурд. Такая мера нисколько не решает проблему с новой болезнью. Напротив, лишь губит экономику и разоряет бизнес – а значит, и людей, которые в нем задействованы по всей цепочке.
Если власти принимают на себя ответственность объявлять подобные дни, то должны отвечать за последствия и восполнять все потери и убытки – в зарплатах, налогах, аренде, платежах – из бюджета или фонда национального благосостояния. Иначе зачем вообще существует ФНБ?
Для частного бизнеса такие «нерабочие дни» – это падение в пропасть, из которой выберется лишь малая часть. В 2020 году мы уже ощутили на себе весь этот ужас и до сих пор не можем восполнить все понесенные тогда потери.
На мой взгляд, господдержка – это в первую очередь ответственность за принятые решения. Реальная государственная поддержка должна быть такой: 1) отмена всей фискальный нагрузки (налоги и платежи в бюджет); 2) возмещение потерь в полном объеме (зарплаты, кредиты, аренда и коммунальные платежи). Важно, чтобы возмещение происходило в реальном времени, а не когда-нибудь потом.
Предлагаемую сейчас господдержку трудно таковой назвать. Скорее, это последние гвозди в крышку гроба малого и среднего бизнеса. Кредиты я как руководитель предприятия брать не хочу, так как отдавать их потом при сохранении ситуации будет нечем. А выплаты в размере МРОТ, которые мы вряд ли увидим из-за неадекватных условий для получения, уйдут на оплату налогов. Потому что их никто не отменял, даже когда доходы полностью отсутствуют. Значит, ни о какой адекватной государственной поддержке бизнеса и речи не идет.
Ирина ХАПКО – владелец сети мобильных химчисток Le lus de la France, член Общественной палаты Новосибирской области, представитель России в департаменте глобальных коммуникаций ООН
Эту непростую ситуацию нужно рассматривать с точки зрения и бизнеса, и государства. В России есть пословица – «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Сейчас уже ясно, что коронавирус пришел всерьез и надолго, и единственным выходом является всеобщая вакцинация. Многие это понимают, но прививку откладывают на потом. И объявленные выходные – как раз для таких нерасторопных граждан.
Решаясь на подобные меры, государство прекрасно понимает, что остановка бизнеса обернется большими потерями. Получается как в выражении «лес рубят – щепки летят». У меня, конечно, тоже будут финансовые трудности. Но мне как бизнесмену интересно, чтобы максимальное количество людей, в том числе моих сотрудников и клиентов, были привиты и больше не болели. Также я понимаю, насколько важно решить проблему с коронавирусом для меня, моих детей, моей страны.
Бизнес умеет выживать. Целые направления с 2020 года успели адаптироваться. Например, рестораны начали работать на вынос еды, у многих появились мобильные приложения. Первая пандемия показала – если это произошло один раз, значит, может повториться. Я сделала выводы, построила цех, начала брать заказы на выезде. Выиграли все: людям стало даже удобнее, а мой бизнес продолжает работать. И большинство честно работающих предпринимателей также смогли приспособиться.
Под основным ударом сейчас находится тот бизнес, который действует в тени. Потому что это мешает ему получать поддержку от государства. Уверена, что я справлюсь с ситуацией. Эта вынужденная мера – правильная. Все, в том числе бизнесмены, заинтересованы в безопасности, которую старается обеспечить государство.