«У нас гендерно разнообразная команда сотрудников», «мы уходим от профессиональных стереотипов», «нам важнее навыки, а не резюме». Эти фразы все чаще звучат на собеседовании. Глобальные корпорации ставят смелые цели по увеличению разнообразия штата, однако их практика работы с талантами нередко приводит к обратному результату. Эйчары, используя традиционные методы отбора, обычно отдают предпочтение «правильным» кандидатам, которые окончили «правильный» университет и проработали «правильное» количество лет. За бортом нередко остаются соискатели с отличными навыками, но которые, например, не могли позволить себе учебу в крутом вузе или не начали карьеру в «идеальной» компании. Какие инструменты придумали стартапы, чтобы не пропустить настоящие таланты? Навыки важнее резюме Фото: techcrunch.com В пандемию переход к удаленной работе произошел гораздо раньше, чем многие компании планировали. И в этой непонятной ситуации встал резонный вопрос: как теперь нанимать новых талантов? Вчитываться в каждую строчку резюме или лучше оценивать навыки? Основанный в 2019 году проект TestGorilla предлагает с помощью коротких тестов проверять навыки соискателей, их знание языков, культурные ценности и мотивацию. Нидерландский стартап быстро «выстрелил». За девять месяцев с момента основания он заполучил свыше 1500 корпоративных клиентов, включая NHS, Sony, PepsiCo и Bain & Company. «Мы устраняем предвзятость, потому что при приеме на работу очень важны данные, — уверяет сооснователь проекта Воутер Дюрвилле (Wouter Durville), — вместо того чтобы просто смотреть на резюме, на упомянутые крупные бренды или фотоверсию человека, мы говорим: “Используйте эти тесты и проверяйте разные вещи, которые предсказывают успех в работе”. Например, когнитивные способности или то, насколько человек соответствует вашей культуре. Затем на основе всех данных, которые можно автоматически отсортировать, вы примете решение о том, кого пригласите в процесс набора». До того как запустить TestGorilla, Дюрвилле шесть лет проработал менеджером и консультантом в Bain & Company. В 2010 году он решил, что хочет заниматься собственным делом, но не знал, каким именно. На поиски бизнес-идеи Воутер Дюрвилле отвел себе год. В 2011-м он начал с гражданского проекта ONEforONE. Вторым его стартапом стал онлайн-магазин ковров ручной работы. А в 2019 году вместе с бывшим партнером Bain & Company Отто Верхаге (Otto Verhage) предприниматель запустил платформу со скрининговыми тестами при приеме на работу. За последние два года этот проект собрал $11,2 млн инвестиций. Полученные средства компания намерена потратить на разработку новых тестов — сейчас библиотека TestGorilla насчитывает свыше 150 тестов (доступ к платформе начинается с €21 в мес.). «Пандемия короны изменила процесс найма, — добавляет сооснователь стартапа, — в результате привлечение новых талантов стало более трудным, чем когда-либо, и рекрутерам необходимо уделять больше внимания навыкам и внутренней мотивации, чем резюме и опыту». Проверка на вшивость Фото: Jim Armitage Фальшивая должность, неверный год окончания университета или, что еще хуже, участие в мошеннических операциях. Ложные данные — частое явление при приеме на работе. Согласно отчету HireRight за 2020 год, 54% работодателей во всем мире обнаружили несоответствия при проверке биографических данных сотрудников. Чаще всего соискатели замалчивали настоящие факты о своей предыдущей работе, криминальном прошлом и образовании. Но такие «расследования» стоят дорого: свыше $4 млрд в год компании тратят на проверку кандидатов, часто эту трудоемкую работу эйчары выполняют вручную. Проблему взялся решить британский стартап Veremark. «В течение десяти лет в индустрии скрининга перед приемом на работу было мало инноваций, а услуги, как известно, предоставлялись плохого качества», — считает сооснователь проекта и серийный предприниматель Дэниел Каллаган (Daniel Callaghan). В 2018 году он основал Veremark вместе со своим старым школьным другом и продакт-дизайнером Дэниелом Брейтуэйтом (Daniel Braithwaite) и предпринимателем в сфере технологий Ангусом Бэнксом (Angus Bankes). На разработку блокчейн-платформы, которая мгновенно проверяет кандидата в любой точке мира, ушел год. Объем инвестиций составил £2,1 млн. Как работает Veremark? После регистрации работодатель заполняет нужные поля — номер телефона кандидата, e-mail, дату рождения и т.д. Дальше алгоритмы проверяют полученную информацию в правительственных и судебных базах, а также базах кадровых агентств и соцсетях типа LinkedIn. Veremark также связывается по электронной почте или SMS с предыдущими работодателями, чтобы собрать мнения о соискателе. Помимо проведения проверок для работодателей, британский стартап придумал блокчейн-паспорт для соискателя. «Документ» удостоверяет данные резюме человека. Его можно легко передать следующему работодателю, без дополнительных проверок. «Для миллениалов, которые будут менять работу каждые несколько лет в течение своей карьеры, это идеально», — говорит Дэниел Каллаган. В пандемию Veremark сумел вырасти на 800%. У него есть офисы в Лондоне, Индии, Гонконге, Австралии, Сингапуре, Малайзии, Канаде, США и на Филиппинах. Слова, которые нанимают Многие вакансии описаны предвзято, и это мешает найти талантливых сотрудников разного пола. «Конкурентоспособная компания», например, или «амбициозная команда» привлекут мужчин, но оттолкнут женщин. «Целеустремленная компания» или «мотивированная команда», напротив, заинтересуют представителей обоих полов. С 2017 года проблемой гендерной предвзятости при приеме на работу занимается датский стартап Develop Diverse. Проект создал на базе искусственного интеллекта (AI) гендерный сканер объявлений о вакансиях Gscan, который помогает написать нейтрально гендерный контент. «Я начала Develop Diverse в 2017 году, осознав, что гендерные роли по-прежнему играют важную роль в моем поколении. Я знала, что такое было в поколении моей мамы, но не в моем, где женщины, имеющие высшее образование и экономическую независимость, встречаются чаще, чем когда-либо. Я захотела помочь каждому человеку разрушить эти стереотипы всего за несколько десятилетий, а не ждать еще сотню лет», — рассказывает соосновательница компании Дженифер Клауселл-Тормос (Jenifer Clausell-Tormos). До Develop Diverse она изучала химию в Валенсии. Докторскую диссертацию защищала в Страсбурге, куда переехала в 2006 году. Последние 10 лет Клауселл-Тормос работала на три города: Мадрид, Лондон и Копенгаген. Ее профиль — разработка технологических платформ для биомедицинских приложений, которые ускоряют процесс поиска новых лекарств от различных типов заболеваний. В 2017 году она решила использовать свой технический опыт в сфере биотехнологий, чтобы устранить гендерные стереотипы при найме сотрудников. «Рецензируемое исследование показало, что мы описываем вакансии с использованием гендерных слов, и эти слова: не требуемые навыки, а только слова, влияют на то, кто собирается подавать заявление о приеме на работу, — подчеркивает она, — я подумала, что использование инклюзивного языка может исправить это, потому что язык — мощный инструмент, его наличие позволит нам создать культуру вовлеченности на рабочем месте и в конечном итоге создать инклюзивный мир». Бизнес-партнерами Дженифер Клауселл-Тормос стали Нимиш Гатам (Nimish Gåtam), который ранее разрабатывал программное обеспечение для Yahoo! и «Википедии», и бывший менеджер по работе с клиентами Peakon Пил Байриэль (Pil Byriel). На создание Gscan у Develop Diverse ушло около двух лет и €2,5 млн инвестиций. После множества итераций датский стартап провел первое испытание своего ПО в немецком и британском Amazon Europe. Целью тестирования было проверить, смогут ли компании получить более квалифицированных кандидатов-женщин на руководящие должности и на STEM-позиции. «Результаты говорили сами за себя. У них почти в 4 раза больше квалифицированных женщин и в 1,5 раза больше квалифицированных мужчин разного происхождения. Им удалось преодолеть гендерный разрыв в наборе вакансий, которые участвовали в тестировании нашего программного обеспечения», — поясняет Дженифер Клауселл-Тормос. Сейчас среди клиентов Develop Diverse есть не только Amazon. Гендерным сканером Gscan также пользуются Vestas, Russell Reynolds, Trustpilot, Templafy, Danske Bank и др. Автор: Ольга Гриневич Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Нанять с умом
© Инвест-Форсайт