Госдума приняла закон, облегчающий кабмину перераспределение бюджетных расходов

Правительству могут дать право на постоянной основе по согласованию со специальной парламентской комиссией перераспределять бюджетные ассигнования без принятия поправок к бюджету. Соответствующие поправки, вносящие изменения в Бюджетный кодекс и отдельные законы, приняли на пленарном заседании Госдумы 17 ноября.

Госдума приняла закон, облегчающий кабмину перераспределение бюджетных расходов
© Парламентская газета

Документ дополняет регулирование бюджетного процесса новыми нормами, которые зарекомендовали себя в прошлые годы. В том числе предоставляется возможность использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) свыше объёма, заложенного в бюджете. Превышение расходов может составить до одного процента ВВП в случае, если цена на нефть окажется ниже базовой. При этом продлят действующую сейчас норму о том, что доходы от размещения средств фонда не зачисляются в ФНБ, а поступают в доход федерального бюджета. В дальнейшем Минфин предлагает сделать это правило постоянным.

За Правительством предлагают закрепить право вносить по согласованию со специальной парламентской комиссией изменения в сводную бюджетную роспись без принятия поправок в закон о федеральном бюджете.

Также Правительству могут дать право в ходе исполнения федерального бюджета до 10 процентов расходов перераспределять между государственными программами и внутри них. Это повышает гибкость исполнения бюджета и позволяет оперативно выделять средства на необходимые направления.

«Ранее эти нормы были приняты нами как временные меры на период борьбы с пандемией, чтобы дать Правительству возможность действовать в этих условиях максимально оперативно. Правильно сегодня обсудить вопрос наделения Правительства этими полномочиями на постоянной основе. Но ещё раз подчеркну — нам необходимо обеспечить в этом вопросе контроль», — заявлял ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Ряд положений закона непосредственно касается поддержки региональных бюджетов. «Правительство по согласованию с парламентской комиссией сможет без внесения изменений в закон о бюджете определять объёмы межбюджетных трансфертов 10 регионам с наименьшей бюджетной обеспеченностью. Это позволит в случае ухудшения социально-экономической ситуации в данных регионах оперативно направлять дополнительные средства на их поддержку», — отметил спикер.

Законопроектом повышается с семи до 10 процентов ВВП лимит накоплений ФНБ, сверх которого средства могут инвестироваться. Эту поправку внесли в соответствии с поручением президента, сообщил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Поднимается порог ликвидной части фонда, при превышении которого можно инвестировать средства в проекты, то есть в корпоративные ценные бумаги. Одновременно разрешается направлять средства ФНБ на новые самоокупаемые инфраструктурные проекты в размере 2,5 триллиона рублей.

Ранее в Минфине объяснили необходимость увеличения накоплений ФНБ тенденциями энергоперехода и рисками падения спроса на нефть, что может угрожать бюджетной стабильности. Также закрепляется регулярное ежегодное увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на уровень не ниже прогнозной инфляции и право участия граждан в формировании бюджета.

Помимо этого, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс в части изменения налогообложения руд цветных металлов, введения акцизов на жидкую сталь, коксующийся уголь. Это связано с ценовой конъюнктурой на внешних рынках. Нововведение приведёт к росту бюджетных доходов федерального и регионального уровней, считают в Минфине.