Миллионы свердловской онкологии

Люди болеют и умирают. Нередко у них есть шанс продлить жизнь, получив квалифицированную (и порой – дорогостоящую) медицинскую помощь. Что в Советском Союзе, что в нынешней России блат в больнице был, есть и будет.

Миллионы свердловской онкологии
© Уралинформбюро

"Сильные мира сего" - чиновники и силовики, на всякий случай, выстраивают хорошие отношения с руководством Свердловского областного онкодиспансера. Ну, пришел ты сегодня к главврачу с обыском или проверкой, а завтра тебе потребуется пристроить на больничную койку родственника или знакомого. Рак ведь не может сидеть в очереди на лечение, он порой требует молниеносных решений, а для них нужна "горячая линия" с первым человеком онкодиспансера.

Когда зимой этого года "Уралинформбюро" обнародовало журналистское расследование в статье "Картель в свердловской онкологии", мы понимали, что это только начало процедуры выявления нарушений в этом медицинском учреждении. Мы осознавали, какие связи у главного врача СООД Владимира Елишева и тесно связанного с ним армянского бизнесмена Армена Карапетяна. И не сомневались в том, кто и как нам будет противостоять. Нас отговаривали лезть в тайны онкодиспансера, но бесполезно.

Депутат из "малой Армении"

Первым иск к "Уралинформбюро" о защите чести и достоинства подал Карапетян, который минувшим летом решал со "Справедливой Россией" вопрос о депутатских мандатах свердловского Заксобрания для себя и Агарона Варданяна – коммерческого директора ООО "ДСК Строймеханизация". Заявив, что испытывал душевные страдания, армянин потребовал в суде компенсацию за них в 1 миллион рублей.

Депутаты Заксобрания Свердловской области Армен Карапетян и Агарон Варданян (на заднем плане)

Карапетян оспаривал, что он имеет какое-либо отношение к "Строймеханизации". Все, кто его хорошо знают, на этот счет дружно хохотали. А для тех, кто был не в курсе, мы были готовы рассказать о детях Армена Карапетяна, чьей матерью является Светлана Александрова. Она - владелица ООО "ДСК Строймеханизация" с 2015 года после того, как начались проблемы с законом у брата Карапетяна – Рафика.

Чтобы не быть голословными, мы попросили суд запросить соответствующие документы в ЗАГСе, после чего истец и его представители ни разу не явились на судебные заседания, а иск, соответственно, лопнул.

В ходе своего расследования мы выявили, что "Строймеханизация" традиционно является единственным поставщиком услуг по ремонту зданий онкодиспансера. Учреждение, чьим учредителем является свердловский Минздрав, с 2019 года активно использует процедуру ФЗ №223, скрывая от общественности траты бюджетных средств. В открытом доступе нет информации, кто и как исполняет контракты общей стоимостью в десятки миллионов рублей.

Армянские строители, не имеющие всех необходимых лицензий, чувствуют себя королями в онкодиспансере. Очевидцы рассказывают, с каким пафосом туда приезжает сам Карапетян.

"Уралинформбюро" по крупицам собрало информацию о возможных нарушениях, дальше наступила очередь прокурорской проверки. Забегая вперед, отметим, что прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга проявила удивительную по нынешним временам принципиальность и сумела развить расследование редакции.

Выяснилось, что "Строймеханизация" в несколько раз завышала стоимость используемых на ремонтах стройматериалов. Например, декоративные панели закупались по цене 1 436 рублей за квадратный метр, а онкодиспансер платил за них армянским строителям по 5 319 рублей. Всего лишь на двух ремонтируемых объектах за счет переоценки панелей бюджетный перерасход составил 1 миллион рублей.

Масштаб аппетита ДСК "Строймеханизация" отчетливо виден на ремонте фасадов зданий онкоцентра. Накрутка 20% к цене закупки фасадных панелей на двух корпусах оценена экспертами Минфина в 8,7 миллиона рублей.

Фото: ekbmed.info

К этому нужно добавить пропажу около 50 тонн алюминия – это был старый фасад корпуса "Л". Армяне демонтировали панели и вывезли в неизвестном направлении. По цене лома пропавший металл дороже 30 миллионов рублей.

Неспокойный Елишев

Все это только верхушка айсберга. На борьбу с онкологией президент России бросил огромные средства. Желающих оторвать от них жирный кусок предостаточно. А распил бабла любит тишину.

Руководство онкодиспансера долго готовилось поквитаться с "Уралинформбюро". Главврач Владимир Елишев подавал заявление в прокуратуру Ленинского района с требованием привлечь редакцию за клевету. Ничего не вышло. Теперь пришел с иском в суд.

Мы достаточно много знаем о тюменце Елишеве – кто его привел из Тюмени в Екатеринбург и зачем, кто ему помогает сейчас.

Если вчитаться в материалы прокурорской проверки, то к главврачу онкодиспансера возникает немало вопросов. Например, работы по проектированию капремонта объектов онкодиспансера принимались Елишевым без положительного заключения госэкспертизы достоверности определения сметной документации. Более того, в результате ненадлежащей приемки онкодиспансером была принята и оплачена проектно-сметная документация по ремонту фасадов, не соответствующая условиям контрактов, на сотни тысяч рублей.

Министерство финансов Свердловской области подтвердило гипотезу "Уралинформбюро", что работы, которые должны были выставляться на конкурентные торги одним лотом, дробились на несколько частей (дешевле 1 миллиона рублей) с целью возможности организации закупки у единственного поставщика. Им практически всегда оказывалась "Строймеханизация". В ее орбите находились иные фирмы, контролируемые армянскими бизнесменами.

Фото: сайт СООД

Когда онкодиспансер закупает препараты монолотами, это понятно. Так можно добиться экономии бюджетных средств за счет большей конкуренции участников тендера. А монополизм компании, которую, кстати, занесли в Реестр недобросовестных поставщиков, приводит к завышению цен.

Ау, полиция!

Любое преступное деяние требует оценки согласно норм действующего законодательства. "Уралинформбюро", прокуратура, Минфин свою часть работы сделали. Наступила очередь МВД.

Отдел полиции №8 вместе с отделом экономической безопасности и противодействия коррупции екатеринбургского УВД несколько месяцев футболят материалы проверок, блокируя возбуждение уголовных дел. Оперуполномоченный "восьмерки" Владимир Цыганков, получив от редакции детальный расклад по похищенному алюминиевому фасаду, семь (!) месяцев не занимается розыском тех, кто нанес многомиллионный ущерб государству.

Хотя чего проще: собственник фасада – свердловский онкодиспансер, демонтаж проводила ДСК "Строймеханизация", отсутствие панелей не вызывает сомнений. Опрос Елишева и сотрудников Карапетяна давно вывел бы всех на чистую воду. Но словно кто-то "сверху" дал команду ОП №8 не выказывать служебное рвение.

Что остается в ситуации, когда страдают государственные интересы? Обращаться в ФСБ. Карапетян с Варданяном не случайно рвались в депутаты (кстати, Елишев тоже был в кандидатском списке "Единой России") – силовики не любят заниматься делами, связанными со "спецсубъектами". Но вон депутату Госдумы Рашкину сейчас не сойдет с рук убийство лосихи, а тут дербанят бюджетные средства, выделенные на борьбу с онкологией. Проверим, смогут ли чекисты справиться с этой "раковой опухолью"?

P. S. Как сообщил "Уралинформбюро" руководитель пресс-службы ГУ МВД Валерий Горелых, опубликованные агентством сведения с критикой в адрес екатеринбургской полиции доложены руководству главка на предмет определения соответствия действительности и принятия мер реагирования.

Вадим ДЫНИН