«Мы на это не подписывались!» Как цифровые двойники зарабатывают деньги на госконтрактах

В редакцию Business FM обратилась компания, которая выяснила, что от ее имени кто-то получил цифровую подпись, после чего принял участие в госзакупках, выиграл торги и получил аванс от государства. Госзаказы псевдокомпания явно выполнять не собирается. При этом остановить процесс оказалось невозможно.

«Мы на это не подписывались!» Как цифровые двойники зарабатывают деньги на госконтрактах
© BFM.RU

Вечером 12 ноября в петербургское ООО «Интеграл» прибыл курьер. Привез документы банковской гарантии, которая обычно используется для участия в госзакупках. Причем компания клиентом банка не являлась, в госзакупках никогда не участвовала, цифровую подпись не создавала. Стали разбираться, рассказывает представитель «Интеграла» Давид Лобжанидзе, и выяснилось, что кто-то от имени компании получил цифровую подпись, а потом начал участвовать в госторгах. Причем не в Петербурге, а в Москве, Суздале, Якутии и на Сахалине. Настоящий «Интеграл» занимается связью. А его цифровой двойник участвовал в конкурсах на поставку светильников, цистерны, ветросолнечной станции, туалетного модуля. И в нескольких торгах победил, говорит Давид Лобжанидзе:

Давид Лобжанидзе представитель компании «Интеграл» «Оказывается, мы участвовали в девяти госторгах и в трех из них победили. Абсолютно разный вид деятельности: от поставок туалетов до установки каких-то ветряных мельниц, учитывая, что у нас ОКВЭДы и лицензии вообще совершенно другие. Мы сразу же обратились в МФЦ, чтобы создать учетную запись для нашего ООО. В МФЦ нас удивили тем, что, оказывается, запись уже создана на какие-то другие паспортные данные — как нам сказали, на старые паспортные данные, якобы наш генеральный директор приходил туда 30 июля и все подтвердил, хотя мы, конечно же, ранее и не были».

Причем в контрактах было прописано, что заказчик, то есть государство, заплатит аванс.

Схема простая. Кто-то от чужого имени выигрывает торги, заключает контракт, получает предоплату на специально созданный счет. Забирает деньги и благополучно исчезает. И в случае «Интеграла» государство уже заплатило 730 тысяч рублей по одному из подписанных контрактов. А потом, как можно предположить, заказчик и настоящая компания будут долго судиться. Понимая это, бизнесмен сразу написал заявления во все возможные органы (копии есть у Business FM). Начал звонить заказчикам, что получилось не сразу, с учетом разницы во времени с Сахалином и Якутией. И обзвонил банки, где двойник открыл на имя компании счета:

Давид Лобжанидзе представитель компании «Интеграл» «На удивление, нам удалось узнать, что в ВТБ открыт расчетный счет, в Райффайзенбанке, и что в Совкомбанке планируют встречу с нашим генеральным директором. Мы прибежали, написали заявление, попросили заблокировать дальнейшие возможные открытые счета, плюс банковскую гарантию вроде как делали через этот Совкомбанк. Но самое интересное было, когда мы приехали в отделение банка ВТБ: оказалось, что по поддельному паспорту генерального директора нашей компании, то есть там фотография другого человека, в отделении рязанского ВТБ был открыт расчетный счет на нашу организацию».

Как так вышло, что госзаказчики заключают контракт с компанией, которая ранее была не замечена в поставках товаров и услуг нужного профиля? Никогда не участвовала в госзакупках и вообще занимается совсем другой деятельностью?

Чтобы стать участником конкурса, нужно пройти массу технических процедур — зарегистрироваться на электронной площадке, открыть спецсчет и так далее. Компания должна быть активной, не в стадии банкротства. То, что потенциальный участник раньше не работал с государством, значения не имеет, все бывает в первый раз. Обратить внимание на основную деятельность потенциального поставщика государству стоит, но это тоже не так принципиально. Продолжает партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов:

Игорь Симонов партнер московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» «Главные требования — это соответствие тем условиям, которые предъявляются для участника, по госконтракту. Поэтому, если впервые компания заходит, то это не основания для отказа. Если по ОКВЭД не соответствует виду деятельности, конечно, на это обращать надо внимание. Но само по себе осуществление деятельности, не соответствующее ОКВЭД, преступным-то и не является».

Business FM связались с сахалинским округом Ноглики. Там псевдо-«Интеграл» выиграл тендер на поставку ветросолнечной станции за 4 миллиона рублей и уже подписал со своей стороны контракт. И по закону заказчик, если не будет объективных причин, а их пока нет, не имеет права отказаться от контракта. С технической точки зрения все оформлено идеально. И только если к администрации округа придут силовики и сообщат, что, возможно, было совершено преступление, процесс можно будет остановить.

Комментирует управляющая делами администрации муниципального образования Городской округ Ногликский Анастасия Фомина:

Анастасия Фомина управляющая делами администрации муниципального образования Городской округ Ногликский «12 ноября компания «Интеграл» подписала на площадке контракт и предоставила банковскую гарантию. После чего администрация получила электронное письмо от ООО «Интеграл» о том, что в аукционе принимали участие не они, и они требуют не подписывать контракт с нашей стороны. Но согласно требованиям 44 ФЗ администрация обязана подписать контракт со своей стороны, поскольку предусмотренных законом оснований для отказа на сегодняшний день нет. В данном случае компании необходимо обратиться в правоохранительные органы, которые установят, были ли совершены какие-либо противоправные действия. Если такой факт будет установлен, контракт будет признан недействительным».

Давид Лобжанидзе рассказал Business FM, что петербургское МВД его заявление приняло. Его рассмотрят и передадут в экономический отдел. Там тоже рассмотрят, и если найдут признаки состава преступления, то, вероятно, обратятся к госзаказчику. И сколько дней этой займет — остается только гадать. А в понедельник 22 ноября администрация сахалинского округа Ноглики, по закону, обязана со своей стороны подписать контракт и перечислить исполнителю аванс в 30%, то есть примерно миллион двести тысяч рублей. И, возможно, прямо в этот момент госденьги идут на счет двойника. А, может быть, уже пришли.

Вопрос, как компании-двойники получают чужие цифровые подписи, Business FM задала Министерству цифрового развития. Ответа на момент публикации материала не получила. Кроме того, отправлен запрос в Курчатовский институт, чьи торги по документам также выиграл «Интеграл».