СоQRащение прибыли и числа посетителей. Как рязанский бизнес выживает в пору коронавирусных ограничений

Добро пожаловать, или без кода вход воспрещён

СоQRащение прибыли и числа посетителей. Как рязанский бизнес выживает в пору коронавирусных ограничений
© 62info.ru

Одна из ограничительных мер, которая вызвала немало споров, — разрешение посещать определённые места только после вакцинации. Список, куда вход открыт исключительно по QR-коду, объёмен; в него попали и фитнес-залы, и рестораны, и торговые центры.

Фото «Леруа Мерлен»

«В связи с введением QR-кодов в нашем регионе торговый центр «Леруа Мерлен» столкнулся с экономическими и имиджевыми проблемами. Так, в период с 30 октября по 4 ноября отмечено рекордное снижение посещаемости, более 40% от среднего показателя в аналогичный период. Важно отметить, что данный поток покупателей перераспределен в сетевые магазины формата «у дома», имеющих малую торговую площадь и не попадающих под вышеуказанные ограничения,» — комментирует ситуацию директор гипермаркета «Леруа Мерлен» в Рязани Владимир Юхин.

«Снижение трафика приводит к снижению товарооборота и доходов арендаторов и самого торгового центра. Пандемия оказала существенное негативное влияние на ТРЦ. В периоды наиболее сильных ограничений центры теряли до 90% своей обычной выручки, так как большинство арендаторов не работали. В настоящее время идет новая волна ограничений, связанная с введением QR-кодов, что уже привело к потерям десятков миллионов рублей,» — подтверждает управляющий ТРЦ «М5 Молл» Вадим Живогляд.

Впрочем, речь не только о потерях прибыли. Из пострадавших отраслей идёт отток персонала, говорит создатель моно-кафе «Хорошие руки» Александр Сомов: «Сфера общепита опять очень страдает. Из-за низкого числа привившихся в регионе гостей стало меньше. Как следствие — насторожённость персонала к сфере общепита, которая опять принимает первые удары. Сотрудники начинают смотреть в сторону других сфер работы».

Фото «Хорошие руки»

Рязанские рестораторы и представители торговых центров обращались к властям с просьбой смягчить часть мер. По информации бизнес-омбудсмена Михаила Пронина, работа по взаимодействию с бизнесом в регионе ведется: «Претензии представителей сферы общественного питания в какой-то степени обоснованы — они почти два года работают в режиме ограничений, столкнулись с падением выручки, сокращением штата и потока посетителей, что привело к закрытию ряда заведений. К тому же рестораторам непонятна логика введения ограничений на федеральном и региональном уровнях. Аналогичные вопросы, как показал недавний круглый стол, инициированный Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, есть у представителей индустрии гостеприимства по всей стране, в том числе экспертов и лидеров отрасли.

Говоря конкретно о Рязанской области, отмечу, что в регионе, в отличие от других субъектов, были введены достаточно мягкие ограничения, а не полный локдаун, как в соседних областях — сфера общепита продолжила работу даже в период нерабочих дней, объявленных президентом страны. Региональные власти находятся в режиме диалога с руководителями сферы общественного питания, они могут воспользоваться мерами поддержки как пострадавшая отрасль».

Пандемические лайфхаки

Меры поддержки пострадавших отраслей вводили в несколько этапов. В их числе были и налоговые послабления, и субсидии. Кроме того, бизнесмены стали сами адаптировать работу к новым условиям.

Фото ARTA GYM

Управляющий фитнес-центра ARTA GYM Антон Дрючин рассказывает, что в пору закрытия поддерживали в рязанцах интерес к спорту: «Во время локдауна 2020 мы вели бесплатные онлайн-занятия для всех желающих и транслировали их на нашем youtube-канале. Также у нас есть возможность оформить абонемент онлайн и даже заказать его доставку».

По пути перевода в онлайн всех возможных услуг пошли многие, подтверждает директор гипермаркета «Леруа Мерлен» в Рязани Владимир Юхин: «По нашим наблюдениям, больше покупателей стало ориентироваться на онлайн-покупки. Клиентская аудитория онлайн-магазина «Леруа Мерлен» выросла на 15–20%. Работа склада была адаптирована к новым условиям — потребовалось больше площади и сотрудников для обработки и доставки товаров, которые заказаны онлайн. Мы увеличили штат сотрудников, работающих с онлайн-заказами, заказали новое оборудование для их хранения до момента, пока клиент не заберет товар. Также увеличили штат сотрудников доставки, добавили дополнительный автотранспорт и заключили договор еще с одной транспортной компанией».

Ресторатор Александр Сомов дополняет: «Стараемся продумать новые пути получения прибыли: расширением зоны доставки, пересмотром режима работы предприятия. Меры поддержки настолько малы, что вначале целесообразнее оптимизировать работу предприятия, что мы и делали. И только сейчас будем узнавать, как нас могут поддержать. Но лучше самого предпринимателя, который умеет быстро принимать решения и сразу их реализовывать, никто бизнес не поддержит. Наверное, после победы над вирусом и снятия ограничений мы увидим, что было конкурентным преимуществом: грамотный руководитель, сильная команда, агрегаторы доставки, сокращение времени работы или всё вместе».

Но господдержку игнорирует далёко не весь бизнес, многие пользуются предоставленными возможностями, пояснил управляющий фитнес-центра ARTA GYM Антон Дрючин: «Мы оформляли все субсидии для пострадавшего бизнеса и планируем продолжать пользоваться этой поддержкой, если будут новые варианты».

Управляющий ТРЦ «М5 Молл» Вадим Живогляд, в свою очередь, считает эффективными лишь некоторые из вариантов помощи, предложенных государством: «Единственной существенной мерой поддержки на сегодняшний день является снижение ставки налога на имущество организаций для торговых центров на 0,25% на 2021 год. Безусловно, данной льготой мы пользуемся».

Фото «М5 Молл»

По данным Уполномоченного по правам предпринимателей в Рязанской области Михаила Пронина, наиболее востребованными у предпринимателей региона являются субсидии на выплату заработной платы и кредиты по программе ФОТ 3.0: «Воспользоваться ими могут только те субъекты малого и среднего бизнеса, которые использовали кредит Фот 2.0. в предыдущий период введения ограничений. Это существенно ограничивает поддержку малого и среднего бизнеса».

При этом, отмечает Михаил Пронин, есть запрос на больший объём господдержки: «Перечень отраслей неоднократно критиковался предпринимательским сообществом – нарекания вызывали критерии отнесения бизнеса к пострадавшим отраслям, которое осуществляется по основному ОКВЭД. Сейчас аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей ведется работа по формированию предложений по расширению списка пострадавших отраслей на основе обращений бизнеса».