Дефицит школ в Екатеринбурге победят с помощью ГЧП

Власти Екатеринбурга намерены ликвидировать дефицит мест в школах города с помощью концессионных договоров по строительству образовательных учреждений. Об этом стало известно 24 ноября в ходе очередного заседания комиссии Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по инфраструктуре и развитию проектов государственно-частного партнерства.

Дефицит школ в Екатеринбурге победят с помощью ГЧП
© Уралинформбюро

Планы муниципалитета по строительству школ, спорткомплексов и детских лагерей с использованием концессионных инструментов представил членам комиссии начальник департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин.

Как отмечает корреспондент "Уралинформбюро", это первая в истории публичная презентация программы города по муниципально-частному партнерству. Для ее реализации при департаменте экономики будет создано управление по развитию проектов ГЧП.

Фрагмент заседания комиссии

Прядеин напомнил, что более 60% бюджета столицы Урала направляется на развитие социальной сферы, в которой накопился "серьезный ворох проблем".

"У нас есть большой разрыв между количеством детей и количеством мест в школах, - отметил он. - На 1 января 2021 года в школах города насчитывается порядка 122 тысячи мест. А количество детей школьного возраста намного больше - 150 тысяч".

При этом рождаемость в Екатеринбурге растет - через четыре года в городе может быть больше 188 тысяч школьников. Если не предпринять безотлагательные меры, дефицит школьных мест при организации образовательного процесса в одну смену к 2025 году составит 65 391 место. "Учитывая, что средняя наполняемость школы составляет от 1 000 до 1 200 мест, сами представляете, сколько таких школ нам нужно построить", - сообщил Прядеин.

Решить масштабную задачу силами только городского бюджета невозможно, бесконечно просить деньги из областной и федеральной казны тоже не вариант. Есть другой, более эффективный выход: принять участие в государственной программе "Российское образование", которая предусматривает выделение субсидий из федерального и регионального бюджетов на софинансирование расходов на школьное строительство — в том числе строительство, реализуемое в рамках концессионных соглашений.

Алексей Прядеин

Финансирование строительства школ в рамках концессии будет осуществляться за счет средств концессионера и так называемого "капитального гранта" - когда публичная сторона принимает на себя часть расходов по созданию или реконструкции объекта образования до его ввода в эксплуатацию. Возмещать затраты концессионера предполагается посредством "платежа концедента" (когда государство компенсирует частному партнеру его инвестиционные и эксплуатационные затраты).

По словам Алексея Прядеина, такая модель имеет ряд преимуществ: позволяет строить школы "под ключ", полностью оснащенные всем необходимым оборудованием, и привлекать под проект деньги из вышестоящих бюджетов как на этапе стройки, так и на период эксплуатации. При этом сумма налога на добавленную стоимость возмещается концессионеру и не учитывается при расчете стоимости объекта. Для муниципального бюджета данная модель также выгодна, поскольку не создает нагрузки в виде госдолга и не увеличивает бюджетный дефицит.

В Екатеринбурге "школьная концессия" уже стартовала. Так, в сентябре 2021 года власти города и региона приняли решение о капитальной реконструкции ветхой школы №41 (Верх-Исетский район) в рамках частно-государственного партнерства с одним из крупных застройщиков. Но городские власти не собираются ограничивать концессионную активность только общеобразовательными учреждениями.

Эскизный проект физкультурно-оздоровительного комплекса на Тенистой-Суходольской. Визуализация: материалы комиссии по инфраструктуре и развитию проектов ГЧП СОСПП

"У нас идет интенсивное развитие городских территорий. Активно застраиваются Академический, Широкая Речка, Мичуринский. И там требуются не только школьные, но и спортивные объекты. Мы сегодня рассматриваем проект концессионного строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной и плавательным бассейном в районе улиц Тенистой и Суходольской. Общий объем инвестиций по проекту составляет порядка 959 миллионов рублей", - рассказал Алексей Прядеин.

В данный момент проект находится в стадии активной подготовки: разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение госэкспертизы, власти Свердловской области предоставили оборудование для ледовой арены ФОК. "Прорабатываем с бизнесом различные варианты наполнения комплекса, чтобы он стал интересным для жителей и обеспечивал определенный уровень окупаемости", - сообщил начальник департамента экономики.

Еще одна перспективная сфера применения моделей ГЧП - "ревитализация" детских лагерей отдыха, построенных в советское время и к настоящему моменту серьезно изношенных. Один из таких лагерей, носящий имя писателя Аркадия Гайдара, расположен недалеко от станции Хрустальная. Его территория составляет 28 гектаров и имеет необходимую инфраструктуру: четыре спальных корпуса, столовую, котельную, бассейн. Однако всем этим объектам требуется капитальный ремонт.

Эскизный проект обновленного детского лагеря имени Гайдара. Визуализация: материалы комиссии по инфраструктуре и развитию проектов ГЧП СОСПП

"Мы предлагаем заинтересованным лицам подключиться к развитию этой территории, там возможностей предостаточно, - заявил Алексей Прядеин. - Для нас как публичного партнера важно увеличить наполняемость лагеря [до 300 мест в смену], однако инфраструктура за пределами здания вполне может использоваться в коммерческих целях. В идеале такие лагеря должны работать на всю Екатеринбургскую агломерацию. Если опыт окажется успешным, транслируем его на другие муниципальные образования".

"Замечательно, что муниципалитет обозначил свои приоритеты, - подчеркнула сопредседатель комиссии, вице-президент "Корпорации "Маяк" Марина Сухановская. - И здорово, что уже есть конкретные проекты. Мы запросим у города подробную информацию по ним и разошлем заинтересованным сторонам".

Но интерес со стороны бизнеса - лишь половина успеха в "социальном ГЧП". По словам Сухановской, чтобы "прыгать в одну лодку" с государством, нужно просчитать эффективность проектов, возможные риски и оптимальную финансовую модель. Некоторые из таких моделей в регионе уже наработаны, считает представитель министерства инвестиций и развития Свердловской области Юлия Михалицына.

По ее словам, самым распространенным способом финансовой поддержки проектов государственно-частного партнерства является "плата концедента". По такой схеме на Среднем Урале сегодня реализуется 36 из 69 концессионных проектов.

Другой вариант облегчения финансового бремени инвестора — так называемый "минимальный гарантированный доход", когда стороны договариваются об установлении определенных показателей (например, валовой выручки от эксплуатации построенного в рамках концессии объекта) для окупаемости вложенных инвестиций.

Юлия Михалицына

Кроме того, подспорьем в реализации проектов ГЧП могут стать кредиты и инфраструктурные облигации ДОМ.РФ. О специфике этих инструментов на заседании комиссии СОСПП рассказал в режиме онлайн руководитель направления инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ Руслан Абрамян.

"Мы разошлем всем заинтересованным сторонам презентации и контакты ДОМ.РФ, - заверила, подводя итоги заседания, Марина Сухановская. - Если ДОМ.РФ нужны дополнительные рекомендации и контакты в регионе, мы этим также готовы поделиться".

Евгений СУСОРОВ