Войти в почту

Скоропортящиеся цены. Фрукты будут дорожать

По рынку фруктов в Приморье и на Дальнем Востоке бьют стоимость логистических услуг, проблемы с доставкой и новые ограничения на импорт цитрусовых из Турции. В преддверии Нового года импортеры предрекают новый рост цен.

Скоропортящиеся цены. Фрукты будут дорожать
© Konkurent.ru

Пограничный заработал

Одним из главных событий на рынке овощей и фруктов импортеры называют возобновление поставок из Китая.

«На переходе «Пограничный» после визита команды полпреда Юрия Трутнева и руководителя дальневосточного таможенного управления вырос грузопоток. Уже вторую неделю в день пропускают 51–57 машин. Перевозчики боятся, как бы не сглазить», – рассказал председатель Профессионального союза транспортных перевозчиков Приморского края Петр Куприянов.

Однако в целом, по словам участников рынка, ситуация все еще остается крайне напряженной. Предприниматель Антон Ещенко (по просьбе собеседника имя и фамилия изменены) рассказывает, что если до закрытия границ привезти товар китайской фурой стоило 50 тыс. руб., сегодня, чтобы русская фура заехала в Китай, забрала продукты и доставила их на базу, приходится платить в разы больше.

«Перед Новым годом просят до 500 тыс. руб., чтобы машина из Уссурийска заехала в Китай и привезла товар. Последнюю неделю перебоев с поставками нет, груз приходит регулярно, и это еще раз показывает, что километровые очереди на границе создавались во многом искусственно с целью взвинтить цены», – говорит Антон Ещенко.

Предприниматель отмечает, что за логистические издержки неизбежно заплатит конечный потребитель. Проблемы на границе – главная причина подорожания китайского импорта, хотя цены на овощи и фрукты растут в силу разных причин. Сказываются инфляция, перепады курсов валют и климатические форс-мажоры.

«Например, если два года назад капуста стоила 28–30 руб. максимум, сейчас она стоит в районе 50 руб. за килограмм. И это еще не предел. Мы ожидаем, что в этом году цены поднимутся до 70 руб., так как сезон китайской капусты пока не начался и товар везут из Сибири, где урожай пострадал от заморозков», – рассказывает собеседник.

Контейнер по $ 10 тысяч

По словам импортеров, дорогая логистика остается главной проблемой рынка. Разные логистические звенья сходятся на одних и тех же транспортных узлах, где сегодня переваливается большое количество грузов из Азии в Европу. В итоге возникают заторы, увеличиваются сроки доставки и растут цены.

«Проблемы наблюдаются по всем транспортным направлениям», – комментирует представитель группы компаний «Фрутс Лайф».

Исполнительный директор розничной сети «Шамса» (ООО «Шамса-Холдинг») Андрей Солониченко рассказывает, что, если в прошлом году доставить на Камчатку контейнер с корейскими мандаринами стоило 3 тыс. долларов, сегодня это будет стоить 10 тыс. долларов. Фрахт и авиадоставка – самые дорогие транспортные направления для ретейла.

«Авиадоставкой возим из Москвы тепличные помидоры, различную экзотику вроде клубники и малины. Перед Новым годом доставить килограмм пассажирским бортом из Москвы стоит 550 руб., поэтому часто пользуемся грузовыми бортами, где цены составляют 350–380 руб. за килограмм», – говорит Андрей Солониченко.

Новый запрет на импорт

Ретейлеры сообщают, что после запрета на ввоз косточковых из Китая рынок переориентировался на товары из Кореи, Турции, ЮАР и Египта. Появились в продаже мандарины из Бирмы.

«В начале июля сезон начинается в ЮАР, поэтому основные поставки идут из этой страны. Затем сезон мандаринов наступает в Турции. И уже в феврале мы переходим на Египет и покупаем фрукты в Египте до начала нового сезона в ЮАР», – поясняют в ГК «Фрутс Лайф».

Но в этом году санкции ударили и по турецкому направлению – в октябре Роспотребнадзор приостановил ввоз в Россию турецких мандаринов, а в ноябре – лимонов из-за превышения концентрации пестицидов.

Лимоны с конца сентября до конца апреля привозят в основном из Турции, а с конца апреля подключается ЮАР. Так что, считают участники рынка, ограничения на ввоз могут отразиться на ценах.

«Сейчас у нас в продаже мандарины – Корея и Турция, по 250–280 руб. за килограмм. Лимоны – Турция, даже не представляю, чем можно их заменить», – рассказывает один из предпринимателей во Владивостоке.

Андрей Солониченко отмечает, что именно после запрета на импорт косточковых из КНР цены подскочили, так как пароходная логистика стоит дороже: «Если в прошлом году мы продавали килограмм корейских мандаринов по 180 руб., то в этом году продаем по 250 руб.».

Есть некоторые поставки и из Узбекистана. Как рассказывает генконсул Республики Узбекистан во Владивостоке Рустам Исмаилов, большая часть овощей и фруктов из Узбекистана попадает в Приморье через Новосибирск, где сегодня действует оптово-распределительный центр федеральной сети «РусАгроМаркет». В гигантский ОРЦ площадью 223 тыс. квадратных метров, открывшийся в марте 2021 г., стекаются товары из других регионов и стран. Здесь закупают, хранят и продают свой товар производители, дистрибьютеры и ретейл.

«Распределение товаров из Новосибирска на данный момент более выгодный вариант, так как между Новосибирском и Владивостоком налажено транспортное сообщение и в оба направления есть загрузка. Из Владивостока можно вернуться с грузом в тот же Екатеринбург. А когда товар везут напрямую из Узбекистана, обратной загрузки нет», – поясняет Рустам Исмаилов.

Перебоев нет

Сегодня на Дальнем Востоке отсутствуют перебои с овощами и фруктами, хотя цены и подскочили, сообщают участники рынка.

«Дефицита овощей и фруктов нет. По-прежнему действуют ограничения на ввоз косточковых из Китая, но за это время рынок уже приспособился, и китайскую продукцию заменили товары из других стран», – комментируют в правительстве Приморского края.

На прилавках сети магазинов «Самбери» – апельсины из ЮАР по 169 руб. за кг, виноград из КНР (260–330 руб.), турецкие груши (249 руб. за кг), яблоки из Молдовы и Новой Зеландии (159 и 99 руб.), ананасы из КНР (189 руб.). Представлены также авокадо из Израиля, клубника из Египта. При этом не наблюдается такого количества китайской продукции, как еще два года назад.

В группе компаний «Фрутс Лайф» рассказывают, что сезон апельсинов начинается в январе с Египта. В июле поставщик переходит на ЮАР, в ноябре – на Турцию до начала египетского сезона. Российские яблоки возят с середины августа до начала сезона в Новой Зеландии в феврале. Из Европы и Азербайджана круглогодично поставляют продукцию премиум-класса. Груши поступают из Аргентины, Чили и Европы, слива – из южной части России, гранаты – из Турции и Египта.

Рынок переориентировался, но этому процессу неизбежно сопутствует рост цен. И, по всем прогнозам, в преддверии Нового года возможен новый скачок.