Голосование по проекту Минпромторга о механизме закупок лекарств все-таки состоялось. Перевесило мнение против
Противники проекта постановления Минпромторга все-таки смогли проголосовать. Публичное обсуждение механизма «второй лишний» при закупках жизненно важных лекарств для госбольниц и клиник проводилось до 3 декабря. Проект создает преференции производителям лекарств из ЕАЭС. За несколько часов до окончания голосования сайт работал, но голосовать не давал. Из-за этого многие противники не смогли проголосовать в тот момент, когда разрыв составлял 300 голосов в пользу проекта. К воскресенью ситуация изменилась с точностью до наоборот. Теперь перевес голосов тех, кто против документа. К ним присоединились более 800 человек.
В чем суть постановления Минпромторга? И что будет в случае его вступления в силу?
Речь идет о том, что если на аукцион по закупке одного из лекарственных препаратов выйдет производитель, который выпускает его в странах Евразийского экономического союза по полному циклу, начиная с синтеза молекулы действующего вещества, он автоматически его выигрывает. Это и есть правило «второй лишний». Именно такую формулировку использует сам Минпромторг. Если таких производителей из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России окажется больше одного, то они будут соревноваться между собой по стоимости. Но если приоритетных производителей нет, то сначала допускаются фармкомпании с частичной локализацией, а потом все без ограничений. Пока это пилотный проект. И в списке Минпромторга всего 15 препаратов. Семь из них используются для лечения ВИЧ-инфекции, четыре — онкологические, два — диабетические и два — противотуберкулезные. В дальнейшем список лекарств планируется расширить. Против этой инициативы выступили многие пациентские организации и фармассоциации. По их мнению, предложенные меры приведут к монополизации рынка и ухудшению качества лекарств. Говорит руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра имени Дмитрия Рогачева, член правления Российского общества клинической онкологии Николай Жуков:
Николай Жуков руководитель отдела междисциплинарной онкологии Центра имени Дмитрия Рогачева, член правления Российского общества клинической онкологии «Априори это говорит о том что мы готовы закупать более дорогие препараты, если они произведены на нашей территории, так это звучит в переводе. Если у вас нет денег, то вы не будете покупать просто на часть больных. Если вы могли купить 100 упаковок, вы купите 90, а больных у вас осталось 100, потому что бюджет здравоохранения ограничен. Но и вопрос качества, опять же, при отсутствии какого то внешнего контроля и возможности сравнивать и использовать альтернативные препараты. Это может привести к тому, что у нас появятся «жигули» и «москвичи» в нашем фармацевтическом рынке. То есть они вроде бы, как бы тоже ездят, тоже на четырех колесах, где то там ездят «мерседесы», где то там ездят «москвичи».
Цель Минпромторга — приоритет для отечественной фармы — понятна. И конечно, производители полного цикла нужны, но сейчас просто расчищают рынок для нескольких игроков, не соблюдая баланс интересов и жестко продавливая нужный документ. А должен быть выбор, считает Елена Грачева, член правления фонда «Адвита», помогающего онкобольным:
Елена Грачева член правления фонда «Адвита» «Если вы хотите сделать лекарство конкурентноспособным, значит, помогайте производителям. Стимулировать фарму, чтобы она производила собственные субстанции, а не закупала черт-те что, абы где. Но не допускать монополизации рынка. Польза от этого проекта очевидная, но есть чудовищные риски, что лекарство может физически исчезнуть. Если что-то произойдет на производстве, монополисты могут диктовать свои условия рынку и свои цены, биоаналоговые препараты, а там в основном такие, — очень разные в зависимости от производителя. Могут быть аллергические реакции, это может быть качественный препарат, но не подходить по каким то причинам».
Практически все сырье для производства лекарств в Россию приходило из Индии и Китая. Но в прошлом году многие поставки из-за пандемии были сорваны. Нынешнее постановление — это первый шаг к переходу на внутреннее производство. Это не кардинальный, а многолетний процесс. И монополия здесь исключена. Комментирует депутат Госдумы, экс-председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС Станислав Наумов:
Станислав Наумов депутат Госдумы, экс-председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС «Это будут четыре компании на каждое из таких лекарственных средств, которые будут делать это лекарство, основываясь на субстанции, сделанной на территории Российской Федерации. Там конкуренция будет точно такая же, ценовая. Только сейчас это конкуренция между производителями из Китая и из Индии, а будет конкуренция между разными производителями из Российской Федерации либо страны Евразийского экономического союза. То есть это абсолютно неправильные названия, я неоднократно говорил коллегам, что хватит использовать негативные какие-то понятия типа «второй лишний». Это не капусту с колбасой закупают для общепита, это лекарство, поэтому тут никаких лишних быть не может».
Пока утверждение проекта в начале пути. Впереди еще несколько этапов согласований, в частности в Минэке, Минздраве и ФАС. А потом он уйдет на обсуждение в правительство, где может задержаться от недели до нескольких месяцев.