Что такое форсайт. Объясняем простыми словами
Форсайт (англ. foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте. Также форсайт определяют как активный прогноз, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе и других сферах. Форсайт от футурологических прогнозов отличается тем, что это не столько предвидение будущего, сколько его планирование. Он построен на понимании того, что будущее вариативно и зависит от усилий, которые люди прилагают в настоящем. Иными словами, что форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив будущего, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. Важно различать форсайт как процесс и как результат. Форсайт может обозначать способ мышления (от будущего к настоящему), способ организации деятельности (выстраивание проектов изменений), способ организации групповой работы, а также конкретный продукт (прогноз, дорожная карта, справочник). Пример употребления на «Секрете» «С постоянным ростом прозрачности коммуникаций и экспоненциальным умножением доступных знаний эксперты, ещё вчера составлявшие привилегированную страту, сейчас стремятся расширять круг своих специализаций и охват аудиторий. Появляются общедоступные онлайновые образовательные сервисы и библиотеки, а консалтинг, форсайты, моделирование поведенческих стратегий и проектирование образов будущего становятся привычными инструментами увеличения символической капитализации бизнеса». (Директор по развитию бизнеса компании Curtis Максим Михалев — о законах развития информационных технологий в эпоху постмодерна.) История Форсайт как глобальный исследовательский проект, как методологию изобрели в 1950-е годы в США. Создателем форсайта считается корпорация RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и военных США). Из Штатов методология распространилась и в другие страны. Нюансы Форсайт подразделяется на несколько видов в зависимости от целей: технологический, рыночно ориентированный и социально-экономический. Технологический форсайт — это систематическое средство оценки научных и технологических достижений, которые в долгосрочном прогнозе могли бы реально повлиять на экономическое и социальное развитие. Рыночно ориентированный форсайт — прогнозирование развития бизнеса и рыночной экономики в целом. Социально-экономический форсайт, соответственно, применяют для достижения социально-экономических целей. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяют комбинацию различных методов. Среди них — экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ , мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и другие. Поэтому форсайт считают более комплексным подходом, чем обычное прогнозирование. Термин «форсайт» может обозначать как глобальное исследование, так и форсайт-сессию, которая рассчитана на 7–15 экспертов и длится максимум несколько дней. Форсайт включает оценку событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее. К таким событиям относят пандемию коронавируса. Подобные точки бифуркации называют «чёрными лебедями», «дикими картами» или «джокерами». Такие «чёрные лебеди» не ломают, а усиливают общемировые тренды. Например, до пандемии человечество постепенно шло к переносу многих сфер в онлайн. Пандемия коронавируса этот тренд усилила и ускорила. Статью проверила: Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии»