Войти в почту

В Приморье обсудили проблемы и вызовы транспортно-логистической инфраструктуры

Приморский край – мощный транспортный узел – сегодня оказался под давлением растущего грузопотока. За 11 месяцев 2021 г. импорт через порты дальневосточного бассейна вырос на 38% по сравнению с аналогичным периодом в 2020-м. После инцидента в Суэцком канале мировые перевозчики меняют маршруты и графики, перенаправляют контейнеровозы в приморские порты, что приводит к определенным сложностям с контейнерной логистикой.

В Приморье обсудили проблемы и вызовы транспортно-логистической инфраструктуры
© Konkurent.ru

7-го декабря в Доме ученых ДВО РАН представители власти, бизнеса и науки приняли участие в круглом столе «Логистика через Дальний Восток: новые вызовы и системные проблемы», в ходе которого были обозначены не только основные проблемы, но и определены векторы для их решения.

Олег Кожемяко, губернатор Приморского края: «Сегодня Приморский край оказался теми воротами, которые сдерживают не только развитие поставок внутри регионов, но и внутри мирового сообщества, в силу того, что грузы из Китая идут транзитом через нашу страну. С таким вызовом мы еще не сталкивались, и он, с одной стороны, для нас тяжелый, а с другой – это возможности, которые мы должны правильно и грамотно использовать, чтобы создать задел на многие десятилетия и обеспечить наши порты и железные дороги необходимыми пропускными мощностями».

Губернатор сообщил, что 16 декабря вместе с компанией FESCO проведет стратегическую сессию, которая станет «определяющей для последующего доклада руководству страны». Он предложил собравшимся использовать этот круглый стол как отправную точку для формулирования предложений, которые войдут в доклад правительству.

Мысль губернатора поддержал академик РАН, заслуженный географ Российской Федерации, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, вице-президент Русского географического общества Петр Бакланов. Он подчеркнул необходимость актуализировать еще советские наработки, связанные с развитием международных транспортных коридоров, проанализировать не только территорию Дальнего Востока, но и ее акваторию с точки зрения потенциальных возможностей для развития транспортно-логистической инфраструктуры.

Представители бизнеса в лице генерального директора группы компаний «Байкал» Николая Токуренова, руководителя управления логистики группы компаний «Доброфлот» Сергея Дорожкина и коммерческого директора ПАО «ВМТП» Елены Казариной обратили внимание на необходимость развития железной дороги.

Губернатор инициативу поддержал: «Вот у нас есть активно развивающийся Владивостокский морской торговый порт. ВМТП планово увеличит свои мощности по обработке грузов, плюс дополнительно, может, на другую площадку выйдет, даст свои предложения. Но в чем остается проблема? В железнодорожных мощностях для отправки грузов. У нас строится Суходол – 20 млн тонн, порт «Вера» – 20 млн тонн. У нас недозагружен порт «Восточный», еще порядка на 10 млн тонн. Где у нас затык? Наверное, в железной дороге».

Обсуждая тему транспортной логистики на Дальнем Востоке, стороны не могли не коснуться темы северного завоза. По мнению губернатора Олега Кожемяко, за вопрос обеспечения социально значимыми товарами регионов севера должны отвечать руководители регионов: «Здесь, мне кажется, все очень просто: есть груз, есть постановление – в советское время оно было, да и сейчас есть понимание о приоритете отправки грузов в регионы – и есть власть субъектов на местах, это лица, ответственные за отправку. Никто из портов не знает, какие заказы идут от частных компаний, когда они были оплачены, где они сейчас едут по железной дороге. Коммерсанты находят грузы, и они могут согласовывать свои грузы непосредственно с правительством любого региона, чтобы скомплектовать его в ту или иную партию, определить хорошо приоритеты по срокам годности. Поэтому вопрос по Северному завозу должен решаться исключительно приоритетностью отправки грузов на север и работой региональных властей. Больше здесь ничего не добавишь».

Руководитель отдела инфраструктуры Северного морского пути и международных транспортных коридоров Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Олег Рой рассказал о том, что правительство России готовит специальный законопроект «О северном завозе», который закрепит приоритет внутрироссийских перевозок.

Представляющая группу FESCO Елена Казарина рассказала о том, что компания сделала, чтобы снять острый вопрос: «Мы в компании FESCO хорошо понимаем социальную значимость доставки товаров в северные и островные территории, поэтому Владивостокский морской торговый порт выделил три причала из пяти, задействованных в обработке контейнеров, под внутрироссийские грузы, а Дальневосточное морское пароходство зафрахтовало три дополнительных судна для доставки грузов на Сахалин, Камчатку, Магадан и Чукотку. В результате, если по всему Дальневосточному бассейну внутрироссийские перевозки упали на 7%, то конкретно через наш порт выросли на 7%».

Расширить возможности в данном случае позволит договор, подписанный с Росатомом в рамках ВЭФ.

«На базе ВМТП будет развиваться Восточно-транспортный логистический узел, и наш порт будет базовым портом для Северного морского пути. Это означает плюс 1,5 млн TEU в год дополнительно к уже существующим 730 тысячам TEU. Мы развиваем мощности, вкладываем инвестиции, делаем все, чтобы наш Дальневосточный бассейн стал еще более привлекательным с точки зрения логистики, в частности для разгрузки Транссибирской магистрали», добавила Елена Казарина, руководитель коммерческого департамента ВМТП.

Озвученные участниками мероприятия наработки и предложения войдут в основу доклада на стратегической сессии под руководством Министерства транспорта 16 декабря и будут представлены руководству страны.